соперничествоВторой простой игровой движок (ранее рассказывалось о движке, построенном на соревновании) основан на борьбе, противопоставлении. И он, действительно, в чем-то схож с соревновательным движком.

Примеров проявления принципа противопоставления в жизни и игре предостаточно. Чувство «мы-они», подчас без особого функционального и поведенческого разделения между людьми/участниками, уже само задает мотивацию на действия и успешно применяется. Даже в корпоративной философии некоторых компаний.

«Казаки-разбойники», «индейцы-ковбои», «белые — черные»… Стоит назвать по-разному команды или даже распределить людей в группы, как сразу начнется процесс отождествления участников и поиск различий между группами.

Единственным отличием движка, построенного на противопоставлении от соревновательного, является отсутствие введеных мастером игры критериев успешности или маркеров, по которым происходит соревнование. Часто бывает так, что участники групп сами придумывают критерии/маркеры.

Противоборство в бизнесе

Как уже было сказано, противопоставление на «мы-они», может быть достаточно мощным мотиватором, который было бы глупо не использовать. Наиболее успешно он может использоваться:

  • для «молодых» бизнесов — в момент становления и необходимости обеспечения роста – нужна сплоченная команда, участники которой отождествляют себя друг с другом, борются за обеспечение бизнеса ресурсами;
  • «зрелым» бизнесам – возможно, для поиска новой идеи для фокусировки и сплочения, а также распределения функций между подразделениями.

Также достаточно эффективен данный движок в ситуации аврала, кризиса за счет мобилизации сотрудников против общей угрозы.

Ограничения движка

Попытаемся объяснить основные ограничения этого игрового движка. Человеку порой бывает трудно отождествить себя с какой-либо группой или качеством, не имея на то веских оснований. Таким образом, некоторым участникам игр достаточно трудно вжиться в роль и функционировать в рамках имеющихся правил (мы как-нибудь отдельно осветим этот интересный вопрос – принятие роли).

Если кратко говорить о способах работы с отождествлением, то в бизнесе нам известно достаточно много способов помочь сотруднику отождествить себя с какой-либо группой или компанией: корпоративная и функциональная символика, регламентация, выделение и подчеркивание отличительных особенностей. Более того, нам известны случаи, когда грамотно построенная система адаптации (а именно там первый этап «нахождения»/отождествления сотрудника в компании) позволяла до минимума снижать текучесть персонала, бывшего до этого на уровне 110-120% в год!

Но вернемся к ограничениям движка, построенного на противопоставлении/борьбе. Как и при вхождении в роль, существует трудность выхода из роли. Т.е. в рамках деловой игры или корпоративного тренинга участники группы испытывают трудности с растождествлением и как-бы продолжают играть в «индейцев» или «строителей», даже, если игровая ситуация закончилась.

Каков же рецепт?
Как и для облегчения «снятия» роли, необходимо устроить процедуру «растождествления». Причем, это должна быть именно процедура, включающая как эмоциональное «снятие маски», так и обсуждение, направленное на рациональное переключение игроков.

Еще одно ограничение — длительность применения.  Противоборство не может длится бесконечно. Мотивация противопоставления постепенно сходит на нет.

Основные инструменты движка:

  • символика (одежда, знаки отличия, кличи, лозунги и проч.);
  • четкое определение зон ответственности групп (если такое возможно).

В заключении можно сказать, что данный движок, наверно, может быть признан самым простым из сюжетных движков, о которых мы будем рассказывать позже.