Понятие «руководитель среднего звена» достаточно размыто (очень зависит от величины компании и разветвленности ее внутренней структуры). Поэтому спектр тренингов для этой категории руководителей очень широк: от навыков коммуникаций с подчиненными до развития стратегического мышления.

На наш взгляд, руководители среднего звена являются ключевой категорией сотрудников компании, выполняя связующую роль между топ-менеджментом и работниками, «делающих» результат компании.

Руководитель среднего звена:

  • отвечает за непосредственную работу своего подразделения — ставит задачи и контролирует их выполнение, разрешает сложные и непредвиденные ситуации в текущей работе;
  • в ежедневном режиме реализует связь между руководством компании и рядовыми исполнителями;
  • участвует в формировании кадрового состава своего подразделения;
  • своевременно принимает меры воздействия или стимулирования для повышения мотивации коллектива.

Руководитель среднего звена — это «буфер» между непосредственным начальником и исполнительным составом компании.

И этот «буфер» требует постоянной подкачки и апгрейда.

Когда нужен тренинг для руководителей среднего звена?

Развитие руководителей — залог повышения эффективности бизнеса. Поэтому ответ на прозвучавший выше вопрос — «постоянно и целенаправленно». Но делать это стоит взвешенно.

Планирование тренингов для руководителей среднего звена происходит по нескольким принципам:

  1. по результатам оценки руководителей по компетенциям — формируются группы и программы тренингов для адресного развития западающих навыков;
  2. по прецедентам — общее понимание, что эффективность и мотивация руководителей снизились;
  3. в качестве целенаправленного формирования необходимых навыков, трансляции и поддержания корпоративной культуры.

Не будем подробно описывать первый пункт — это отдельный разговор про оценку персонала. Остановимся на последних двух.

Как диагностировать, что тренинг необходим?

Наблюдательный hr-специалист или руководитель высшего уровня замечает негативные изменения, происходящие в подразделениях. Вот эти признаки:

  • ухудшение показателей, повышение издержек, количества брака (если речь о производстве);
  • регулярное выявление однотипных ошибок в работе;
  • увеличение количества деструктивных конфликтов;
  • снижение дисциплины, частые «болезни» сотрудников;
  • повышение текучести персонала по отдельным подразделениям.

Все эти и многие другие сигналы говорят нам о том, что руководителю такого подразделения, возможно, нужна встряска в виде обучения.

Тренинг для руководителей — подстелить соломку?

Да, организация и ее окружение постоянно меняются. Поэтому руководителям среднего звена тренинг позволяет развивать, «прокачивать» свои навыки, насыщаться новыми концепциями, которые можно применить в работе. Также важно поддерживать единую корпоративную культуру. Особенно в компаниях, представленных подразделениями в разных регионах.

Не стоит забывать, что лучшая профилактика проблем при организационных изменениях — обучение сотрудников. Также, любой тренинг — событие, которое помогает обмену опытом и формированию неформальных связей между работниками.

Поэтому в преддверии организационных изменений тренинги для руководителей среднего звена позволят снизить напряжение в коллективах, подготовят почву для изменений.

Программа тренинга для руководителей: собираем пазл

Любой тренинг можно представить как сборку пазла с множеством элементов. Мы «строим» программу тренинга для руководителей из:

  • мини-лекций — дают основу в понимании материала, формируют концептуальный стержень, на основе которого должны формироваться навыки;
  • кейсов (описаний проблемных ситуаций) — позволяют получить опыт анализа информации и выработки оптимального решения, являются основой для групповых обсуждений;
  • ролевых игр — дают возможность отработать коммуникативные навыки, необходимые в разных ситуациях: с подчиненными, партнерами и клиентами;
  • дискуссий — в них руководители могут обменяться мнениями и собственным опытом, а также формируют общее ценностное поле;
  • опросников и тестов — диагностика своих личностных особенностей и знаний.

Подчас цель тренинга для руководителей среднего звена — дать возможность увидеть свои ограничения и найти пути развития.

Как лучше спланировать тренинг для руководителей

Учтите, что оптимальный выбор среди различных программ тренингов можно сделать только после оценки текущего состояния дел, уровня профессиональной подготовки руководителей среднего звена, общих и частных задач бизнес-проекта.

Обычно мы принимаемся готовить тренинг за 3 недели. За это время можно встретиться с несколькими руководителями, знакомимся со спецификой работы, диагностировать основные затруднения. Чтобы потом составить оптимальную программу, подобрать теоретическую базу и сформировать информационные материалы.

Что после тренинга?

Традиционно, мы заканчиваем тренинговый проект передачей заказчику отчета, в котором содержится описание проведенных работ, комментарии тренера по группе: общая динамика, наиболее выделявшиеся участники, темы, вызвавшие интерес. И конечно рекомендации по дальнейшему развитию руководителей среднего звена компании.

Программы управленческих тренингов

«Лаборатория Деловых Игр» реализует программы управленческих тренингов, в которых раскрываются следующие темы:

  • планирование и организация текущей деятельности вверенного подразделения;
  • ситуационное руководство, методы и способы мотивации персонала;
  • подбор кадров и формирование команды для решения постоянных или разовых задач;
  • оценка деловых и личных качеств подчиненных;
  • правильное распределение полномочий среди подчиненных;
  • навыки ведения производственных совещаний, рабочих групп и т.д.;
  • развитие навыков наставничества или коучинга на рабочем месте;
  • совершенствование и развитие презентационных и ораторских качеств руководителя и др.

Тренинг для руководителей среднего звена — это теоретическая подготовка, которую сразу можно применить на практике.

Мы предлагаем как стандартные, так и индивидуальные (специально адаптированные) программы тренингов для управленцев среднего звена. Например, «Корпоративная культура», «Лидерство в управлении», «Мотивация персонала», «Коммуникации руководителя» и т.д.

Представим некоторые из них.

Тренинг «Лидерство в управлении»

Ключевая задача программы «Лидерство в управлении» — это оценка и повышение навыков влияния и лидерства у руководителя, позволяющих влиять на подчиненных наиболее эффективным образом.

Целевая аудитория — руководители подразделений и менеджеры бизнес-проектов, которые должны вовлекать в общую работу каждого члена своей команды.

Основные направления программы:

  • ознакомление с базовыми и новыми концепциями лидерства;
  • формирование у руководителя позитивных установок для реализации в текущей деятельности;
  • развитие навыков коммуникации с коллегами и подчиненными сотрудниками;
  • умение выбрать оптимальные формы влияния на подчиненных с сочетанием властных и неформальных методов управления коллективом.

Тренинг «Мотивация персонала»

Одной из наиболее востребованных программ является программа «Мотивация персонала». Она предназначена для руководителей среднего звена, связанных с непосредственным оперативным управлением.

Ключевые задачи тренинга:

  • разъяснение современных подходов к мотивации персонала;
  • отработка практических навыков и способов нематериального стимулирования работников;
  • изучения и практическая реализация механизмов личного взаимодействия с персоналом для повышения результатов работы;
  • оценка наиболее распространенных моделей поведения руководителя, выбор оптимальных форм мотивации.

Данная программа предусматривает максимальную интерактивность — каждый участник задействован в ситуационных ролевых играх, дискуссиях, практических упражнениях.

В процессе тренинга отрабатываются наиболее проблемные вопросы — механизмы обратной связи на сопротивление сотрудника или коллектива, методы влияния на корпоративную культуру, выявление и устранение признаков демотивации персонала.

Тренинг «Навыки руководства»

Для руководителей структурных подразделений и представителей кадрового резерва предприятия мы рекомендуем тренинг  «Навыки руководства».

В рамках программы отрабатываются следующие направления:

  • общие и частные правила формулирования целей, определения приоритета задач, эффективное планирование рабочей нагрузки и принципы тайм-менеджмента;
  • повышение эффективности при организации текущей деятельности подразделения — делегирование и поручение задач, их распределение между подчиненными, контроль за правильностью и своевременностью исполнения полномочий;
  • основные принципы мотивации коллектива — оценка мотивационного потенциала, методы и механизмы повышения мотивации и заинтересованности рядовых сотрудников, правила поведения руководителя при сопротивлении коллектива.

Данная программа — классическое сочетание практических и теоретических занятий. Участникам тренинга предлагаются ролевые игры с актуальной проблематикой, практические упражнения в режиме многозадачности и т.д.

Тренинги для руководителей среднего звена

С тренингами для руководителей среднего звена можно ознакомиться ниже.