Самый простой и, наверно, наиболее распространенный игровой движок основан на соревновании. Применимость его очень широка: от тренингов командообразования до деловых игр по развитию стратегического мышления.
Времячтения: 3 минуты.
Соревновательность заложена в человеческой природе. С детских лет мы стремимся быть лучше, выше, сильнее, умнее… Даже в отношении самих себя. Именно поэтому, основанный на комплексе мотиваций к достижению и статусности, соревновательный игровой движок является самым распространенным.
Например, в тренинге командообразования, проводимом в формате веревочного курса, сотрудники компании в первой его части могут проходить эстафетные упражнения в командах. Испытания направлены на зарабатывание очков или ресурсов. Команды соревнуются между собой и одновременно зарабатывают очки/ресурсы для всей большой группы. Такой подход создает у участников группы ощущение общности: «мы — команда» – соревнуемся с другими, но «мы – участники всех команд» работаем на одну общую цель.
Еще раз стоит подчеркнуть, что такая внутренняя логистика уместна в начале или середине тренинга. И по законам групповой динамики командообразующее мероприятие должно обязательно завершиться общегрупповым сплачивающим упражнением.
Сложнее и многогранно этот игровой движок может раскрывается в деловых играх. Там тоже основной выигрышной стратегией или даже целью игры может быть кооперация. Особенно интересен усложненный вариант соревновательного игрового движка, когда в простую мотивацию встраивается в качестве противовеса необходимость распределения ресурсов/очков на личные и командные. Широчайшее поле для наблюдений установок участников, способов разрешения спорных или даже конфликтных ситуаций!
Примером применения такого принципа может служить один из проектов по отбору молодых сотрудников в кадровый резерв, в котором мы принимали участие. Участники многодневной деловой игры были распределены в команды по региональному признаку. Конечные оценки, влиявшие на попадание в кадровый резерв, зависели от проявленности компетенций (работали эксперты по оценке), личного рейтинга сотрудника и общего рейтинга команды. В конце каждого дня участники распределяли ресурсы в своих группах. Кто-то «отдавал» личные баллы команде. В других командах, наоборот, принимали решение о «спонсировании» личного рейтинга того или иного коллеги. И это тоже было проявление компетенций, которые наблюдали эксперты по оценке.
Соревновательный движок хорошо применять для геймификации деятельности сотрудников (геймификация – применение игровых технологий в неигровых условиях для повышения уровня мотивации, вовлечения и т.д.). Самым простым вариантом геймификации, построенной на соревновании, является визуализация рейтинга сотрудников отделов продаж.
Задача геймификатора (руководителя отдела или приглашенного консультанта) состоит в системном применении этого инструмента. Важно, чтобы геймификацией были охвачены основные параметры/критерии работы, сотрудник мог влиять на них (достигая показателей, меняя поведение и т.д.), сама система не вызывала демотивации или не «смещала» ее в другие области.
Основные ограничения неразрывно связаны с преимуществом движка – его простотой и «природностью» мотивации:
и некоторые другие.
Многие из этих ограничений снимаются правильным «загрузом» (или созданием виртуального пространства) для участников игры.
Основные инструменты для использования движка: рейтинговые таблицы, ачивки, бейджи.
Время чтения: 15 мин Популярнейший метод расстановки приоритетов
Время чтения: 15 мин Истоки тимбилдинга, виды программ, проблемы и решения
Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения