В этой статье мы попытаемся рассмотреть с нескольких сторон вопрос организации эффективных корпоративных мероприятий.
И самое последнее…
Время чтения: 8 минут.
Каждый успешный руководитель периодически задумывается о том, чем же обеспечена результативность подразделения или компании. Безусловно, бизнес модель и эффективность процессов обеспечивают большую долю успеха. Возможно, лидерские качества самого руководителя. Но есть и такие глубинные составляющие, как вовлеченность, лояльность и удовлетворенность сотрудников, которые оказывают влияние на все моменты жизни компании.
Если кратко, то вовлеченность персонала — очень важный показатель — это желание сотрудников делать свою работу лучше, ощущение себя ответственными за результаты бизнеса. Именно это приносит основной прирост бизнесу. Вовлеченность, однако, невозможна без базовых состояний — лояльности и удовлетворенности.
Лояльность — готовность сотрудников работать в компании продолжительное время, выполнять должностные обязанности (но не прилагая повышенных усилий). Лояльность для компании «полезна», потому что в первую очередь отражается на продолжительности работы сотрудника (т.е. отсутствию расходов на подбор и обучение). Формируется под действием многих факторов. Но одним из главных являются отношения в коллективе.
Ну и, удовлетворенность раскрывается еще проще — сотрудников устраивает материальная составляющая (заработная плата, соц.пакет и т.д.), и они «платят» компании тем же — готовы ходить на работу.
Немного грубо, но для нашего повествования достаточно.
Как понятно из определений, вовлеченность напрямую не связана с материальным вознаграждением. Как ее развивать мы поговорим как-нибудь отдельно. А сейчас нас интересуют удовлетворенность и лояльность. Которые, во многом — материальные затраты компании. Вопросы вознаграждения и формирования сбалансированного социального пакета также оставим до следующего раза. И обратимся к самому приятному — корпоративным мероприятиям.
Компания, как и ее подразделение, в некотором роде являются моделью семьи (с точки зрения психологии). Есть формальные задачи и рамки существования такой формации общества. Также присутствуют отношения людей со всеми вытекающими последствиями: столкновением интересов и взглядов, выливающихся в конфликтные ситуации; «рутинностью», особенно в подразделениях с низким разнообразием деятельности сотрудников (бухгалтерия, аналитические отделы и т.д.).
Основными причинами, которые определяют необходимость периодической реализации корпоративных мероприятий, можно назвать следующие:
В связи с этим, возвращаясь к начальному тезису, корпоративные мероприятия (а также праздники, отдых) должны рассматриваться руководителями и собственниками, как инструмент по повышению лояльности и производительности сотрудников. Ведь, действительно, если квалифицированный работник продолжает выполнять свои обязанности, сотрудничает с другими сотрудниками, а еще в компании снижается общий уровень эмоционального напряжения, это обязательно сказывается на результатах бизнеса.
Наверно, самым распространенным и, однако, ставший своеобразным анекдотом, видом корпоративного мероприятия является «корпоратив» в ресторане. И надо признать -низкоэффективным (в перерасчете на затраты).
Мы же обратим внимание на форматы, которые позволяют повысить событийность, обеспечивают возможность эмоционального сплочения сотрудников: проводимые в офисе или вне его. И не требуют больших материальных затрат на организацию. Надо сказать, что за последнее время в нашей практике выросло количество таких запросов.
За последнее время мы наблюдаем лавинообразный рост популярности квестов. Действительно, даже в корпоративном формате квест можно использовать для командообразования и эмоциональной разгрузки сотрудников.
По механике квест очень прост — набор активностей, которые приводят участников к заветной цели. Активности могут быть разными — поисковые, интеллектуальные или даже творческие. Успешность квестов объясняется тем, что многоформатность заданий предоставляет возможность проявить себя участникам с разными интересами и способностями. И движение к общей цели является хорошей метафорой работы компании/отдела.
Для небольших коллективов (4-6 сотрудников) можно организовать прохождение квеста по типу «escape room» — выйти из закрытого помещения за минимальное время. Можно даже устроить соревнование между отделами на быстроту прохождения.
Если необходимо провести одновременное мероприятие для большего коллектива (от 15 до 80 человек), то это может быть офисный квест. Кстати, это наиболее часто заказываемая у нас услуга в преддверии профессиональных и традиционных праздников (Новый год, 23 февраля и 8 марта), дней рождений компаний. Участники, объединенные в команды, отгадывают шифр сундука с подарками или ищут таинственного «агента», который сообщает о местонахождении важного объекта. Естественно, легенда создается под конкретное мероприятие.
Также возможно организовать квест по городу, когда одновременно с прохождением заданий, сотрудники совместно (что важно для эмоционального сплочения) посещают интересные и красивые места. В нашей практике были даже квесты за границей, которые мы организовывали в рамках больших корпоративных конференций.
Спроектировать простой квест можно даже самостоятельно, без привлечения провайдеров. Достаточно наметить от 7 до 10 разнородных заданий и сформировать определенную логику их прохождения — цепочную или «штурмовую» (все задания сразу). А также написать соответствующую мероприятию легенду квеста и закупить минимальный реквизит.
Если же обращаться к провайдерам, то затраты на сотрудника могут колебаться в пределах 1000-1600 рублей.
Тут выбор форматов велик. Интересные и легко осуществимые идеи:
Как и с остальными формами материального стимулирования, корпоративные мероприятия имеют больший эффект, если проводятся регулярно, но не слишком часто. Или же проводятся в разных форматах, предоставляющих присоединиться к ним сотрудникам разных психотипов и интересов.
Например, план на год может быть очень простым: 1 мероприятие в квартал, общее для всей компании, и 1 локальное мероприятие для подразделения. При небольших бюджетах это может проходить с периодичностью 1 раз в месяц. Очень полезно бывает приурочить корпоративное мероприятие к завершению важного проекта.
Резюме
Мы начали эту статью с довольно пространного объяснения основных психологических состояний сотрудников, оказывающих влияние на результаты бизнеса. И сделали это для того, чтобы объяснить важность системного понимания процессов и осознанного подхода к реализации планов по корпоративным мероприятиям. Даже самый низкозатратный вариант формата может стать эффективным инструментом повышения сплоченности и лояльности сотрудников.
На сладкое…
Ваши сотрудники из разных подразделений не здороваются при встрече коридоре? Трудно приходится при кросс-функциональных проектах? Люди не знают, как выглядит системный администратор?
Мы решили завершить статью простым и действенным форматом для корпоративного мероприятия, которое легко реализовать самостоятельно — перекрестные презентации. Особенно эффективен в ситуациях перед крупными проектами, которые потребуют взаимодействия многих подразделений. Или, если состав смежных отделов с течением времени меняется (такое бывает, и не всегда это плохо). Иногда мы («Лаборатория Деловых Игр») этот формат реализуем в ходе больших проектов по вовлеченности и лояльности персонала или стратегических сессий.
Суть формата очень проста — необходимо подготовить краткую презентацию своего отдела для других. Причем, сделать это максимально увлекательно — «продать» свой отдел.
Примерный формат такого выступления:
Конечно же, выступление можно расширять и дополнять другими пунктами.
Мы готовы реализовать один из имеющихся или разработать новый формат корпоративного мероприятия для повышения лояльности и сплоченности ваших сотрудников.
Время чтения: 15 мин Популярнейший метод расстановки приоритетов
Время чтения: 15 мин Истоки тимбилдинга, виды программ, проблемы и решения
Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения