Сессия стратегического планирования
(или стратегическая сессия) – специально организованное корпоративное мероприятие, где обсуждаются темы стратегического характера.
Стратегическая сессия является разновидностью проблемного совещания, в ходе которого принимаются решения, ставятся или транслируются цели, распределяется ответственность.
Сессия стратегического планирования — когда проводить?
- Ситуация кризиса (на рынке, в компании).
- Изменения в организации – технологические, продуктовые, организационные.
- Изменения в окружении компании – законодательные, поставщики/клиенты/конкуренты и т.д.
- Смена руководства компании.
- Внутриорганизационные конфликты или несогласованность действий подразделений и сотрудников.
- Низкая активность и вовлеченность сотрудников, отсутствие инициативы в решении возникающих проблем.
Длительность стратегических сессий, которые нам доводилось проводить — от 2 до 5 дней
Проблемное совещание также проводят для:
- Формирование общего представления о проблеме и путях её решения.
- Трансляция сотрудникам целей организации, позиции руководства относительно существующей проблемы.
- Согласование целей организации, подразделений и сотрудников.
- Получение руководством обратной связи от подчинённых.
Стратегическая сессия: какие задачи решает?
- постановка целей, распределение ответственности;
- разработка основных идей, создание документов (политики, элементы корпоративной философии и т.д.);
- обсуждение и разработка критериев оценки эффективности (KPI);
- разработка планов управления изменениями;
- трансляция уже разработанных планов, вовлечение и мотивация сотрудников на реализацию стратегии;
- и др.
Количество участников проблемных совещаний и стратегических сессий, которые мы сопровождали — от 8 до 150 — руководителей и ключевых сотрудников
Участники сессии стратегического планирования
- собственники и акционеры
- руководители подразделений
- ключевые сотрудники
В большинстве случаев стратегическую сессию сопровождают внешние консультанты. Их задача очень разнообразна на всех этапах подготовки и проведения:
- диагностика и анализ ситуации внутри и вне компании;
- помощь ключевым лицам в постановке целей на стратегическую сессию;
- разработка плана совещания и конкретных дискуссий
- сопровождение обсуждений в качестве фасилитаторов, ведущих группы к принятию решений;
- в некоторых случаях — сбор данных по принятым решениям и их анализ.
Темы и дискуссии, которые мы применяем в стратегических сессиях:
- Миссия, Видение, Ценности и т.д. – основа стратегии и элементы корпоративной культуры;
- Стратегические альтернативы и цели;
SWOT – анализ положения;
- Ключевые факторы успеха и бизнес-модель;
- Модель управления проектами и инициативами;
- Маркетинговые стратегия и тактика;
- Структура, персонал, компетенции, проекты по развитию;
- Система коммуникаций и информационный обмен;
и другие.
Примерный цикл подготовки (от запроса до реализации) — от 2 до 4 недель
Стратегическая сессия: основные трудности
Основные трудности, с которыми сталкиваются консультанты, разрабатывающие и проводящие стратегические сессии:
- закрытость сотрудников или боязнь, нежелание предоставлять информацию;
- отсутствие мотивации у сотрудников или их низкая вовлеченность;
- противодействие со стороны сотрудников и руководителей, наличие кланов;
- отсутствие у руководства или собственников желания что-либо менять или отвечать за обещания, использование мероприятия в качестве отвлекающего маневра;
- некомпетентность сотрудников, отвечающих за организацию и проведение мероприятия.
Стратегическая сессия: этапы подготовки
Алгоритм подготовки стратегической сессии/конференции, который обычно нами используется:
- Встреча с первым лицом компании для согласования целей проекта (возможно в формате телеконференции по Skype)
- Диагностика (интервью, опрос, анкетирование)
- Разработка плана сессии и дискуссий
- Установочная сессия с ТОП-менеджерами
- Стратегическая сессия или серия сессий
- Трансляция стратегии (разработка стратегических карт или дерева целей)
- Повторная диагностика, оценка достижений
Наши консультанты работали для: