Какой вариант вы выберете? — мы обращаемся к владельцам и топ-менеджерам малого и среднего бизнеса, которые сейчас читают эту статью. Можем сказать, что выбранный вариант уже много что расскажет о вашей компании и жизни сотрудников.
Время чтения: 10 минут.
Данный текст ориентирован, скорее, не на hr, а собственников и руководителей небольших компаний.
Итак, в этой статье расскажем о том,
А также опишем первые шаги или must have в управлении корпоративной культурой для компаний от 100 до 500 сотрудников.
Любая компания напоминает поезд — локомотив и вагоны: идея/цель существования компании (ее ценность для потребителя, выраженная в продукте деятельности) и функции (подразделения), которые обеспечивают эти цели/ценности для рынка. И весь этот сложный состав нужно направлять по маршруту. Даже, если это рельсы, это управление все равно должно быть осознанным и целенаправленным. И в зависимости от характера машиниста, по-своему понимающему задачи управления, поезд будет двигаться с разной степенью комфорта и точности.
Этой метафорой мы хотели передать сущность и смысл корпоративной культуры — как отражение всех составляющих частей бизнеса.
Попробуем дать еще несколько определений (и не только своих):
Итак, корпоративная культура это…
«Сплав ценностей и целей, стиля менеджмента и позиционирования себя на рынке для потребителей и сотрудников.
Набор способов поведения, направленных на достижение целей и регулирование/поддержание ценностей.
Видимые атрибуты (как, например, униформа, логотип, корпоративные цвета или стиль одежды), так и невидимые (например, стиль коммуникаций) или даже неосознаваемые (например, ощущения «заботы компании», защищённости или «причастности к чему-то большому»)».
Самое интересное, что у любой компании все это есть в той или иной степени выраженности и осознанности. Так что фраза «Мы слишком маленькие чтобы иметь корпоративную культуру» не совсем верна.
Без людей — носителей этих ценностей, установок, поведения и т.д. Ведь только субъект (активная осознанная единица) может формировать, изменять среду. И люди – сотрудники – выступают как в роли трансляторов, так и воспринимающих определенную корпоративную философию.
Культура формируется из установок/ценностей людей – основателей, акционеров, топ-менеджеров и руководителей подразделений, сотрудников. Причем, все эти люди должны иметь возможность влиять на окружение — транслировать эти ценности посредством различных каналов.
Допустим, вы основатель компании, передавший управление команде талантливых менеджеров. В компании «все хорошо». Но если вы не появляетесь в офисе, не принимаете решения, ваше влияние минимально (хотя, надо признать, в «генетическом коде» от вас может многое что остаться).
Однако, если вы периодически из своего Майами «машете шашкой», этого достаточно, чтобы о вас ходили легенды, это как-то отражалось на жизни организации и т.д. Поздравляем, вы все еще «управляете» корпоративной культурой.
Важный тезис (именно для небольшой компании): колоссальное влияние на корпоративную культуру оказывает личность ее основателя/владельца и ближайшего его окружения (топ-менеджеров).
Компания всегда имеет цели и способы их достижения, в той среде, в которой находится – это становится инструментом выживания и эффективности. И они тоже определяют корпоративную культуру организации.
Можно сделать предположение, что сотрудники небольшого магазинчика в густонаселенном районе и в окружении большого количества конкурентов будут более клиенториентированными нежели продавец единственного магазина в небольшом курортном селе.
Интересно почему?
Высокая конкуренция (в том числе и ценовая) заставляет основывать коммуникации с клиентами на удовлетворении их потребностей – становиться более клиенториентированными – давать «за те же деньги больше ценности». Тогда как продавцу, обслуживающему заезжих туристов, нет необходимости «напрягаться» — он с ними, скорее всего, никогда больше не столкнется.
Но мы пока не ответили на вопрос «откуда берется ценность/установка?» О, тут настоящий космос из области социальной педагогики. Каждый сотрудник является целой вселенной, сформированной влиянием других людей, собственной жизнью:
Например, сотрудник, работавший до этого в компании с «западной» корпоративной культурой и впитавший в себя ее установки, переносит какие-то паттерны поведения в другую компанию, придерживается их какое-то время. Поэтому мы иногда наблюдаем конфликты на уровне подходов, ценностей.
Вывод 1: корпоративную культуру компании формируют субъекты, коммуницирующие с остальной совокупностью ее членов и оказывающих достаточное по силе и/или продолжительности влияние.
Вывод 2: чем сложнее система коммуникаций (и выше обособленность отдельных сотрудников), тем менее управляема корпоративная культура и производимые с ней изменения.
Если смотреть на «применимость», то ответов относительно функций корпоративной культуры (как совокупности целенаправленных действий) несколько:
Кстати, при анализе корпоративной культуры можно пользоваться этими параметрами и задавать себе вопрос:
» А выполняет (каким образом и насколько эффективно) наша корпоративная культура эти функции?»
Вам могут быть полезны наши услуги
В своей практике мы видели основные преимущества, которые получили компании от сильной и управляемой корпоративной культуры:
Соответственно, вовлеченность влияет на эффективность бизнеса, его капитализацию. Маленькая, но сплоченная на уровне целей и ценностей компания может «задвинуть» компанию-гигант, неповоротливую в силу инертности большой массы людей и усложненности коммуникаций.
Но не всегда такая направленность культуры является самой эффективной для конкретной организации. Например, не нужно гнаться за модой и развивать вовлеченность в охранном агентстве. Нужен осознанный выбор вектора развития корпоративной культуры.
Далее мы расскажем о возможности диагностики и управления корпоративной культурой.
Свяжитесь с нами!
Время чтения: 15 мин Популярнейший метод расстановки приоритетов
Время чтения: 15 мин Истоки тимбилдинга, виды программ, проблемы и решения
Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения