Мы давно работаем на рынке hr услуг и игровых решений. И одно из направлений — проведение командообразующих и мотивационных мероприятий. Поэтому сегодня постараемся прикоснуться к такому объемному и многогранному феномену — «тимбилдинг». В этой статье остановимся на следующих моментах:
Время чтения: 15 минут.
Если говорить простыми словами, то понятие «тимбилдинг» (Team – команда, building — построение) это формат мероприятия, направленного на командообразование и сплочение в коллективе. Чаще всего, конечно же, слово и сам процесс ассоциируются с рабочими группами и командами, т.е. сотрудниками компаний. Поэтому мы, «Лаборатория Деловых Игр» занимаемся «корпоративными тимбилдингами».
Здесь надо сделать оговорку, что применяемый нами термин, уже прочно вошедший в речевой оборот, стал склоняться, т.е. изменяться согласно правилам русского языка по числам и падежам.
Замечаем, что иногда между «тимбилдингом» и «командообразованием» проводят какое-то разделение. Хотя по целям и сути процесса оба понятия однозначны. Но почему-то тимбилдингом называют скорее фановые активности, а вот командообразование это что-то «серьезное».
Слово «тимбилдинг» пришло в наш обиход с концом 90-х – началом 2000-х, когда сначала крупные бизнесы в России (чаще из финансового сектора), а потом уже и поменьше, стали проводить мероприятия на сплочение и повышение лояльности персонала. При этом это было специально спланированное и забюджетированное мероприятие, имеющее свои цели.
Само понятие и наиболее часто используемые форматы не придуманы в России. Управленческая школа СССР, хоть и отмечала важность слаженных отношений в коллективе для повышения продуктивности работы, явно имела другие приоритеты. Да, и общая, если можно применять это понятие, «корпоративная культура» страны была не про эффективность в понимании бизнеса. Поэтому в советские времена «тимбилдингами» были отмечание Нового года и профессиональных праздников, субботники, майские и ноябрьские демонстрации, выезды на картошку или хлопок и т.д. И хоть это и не проводилось целенаправленно на сплочение, но давало свой положительный эффект на эмоциональную составляющую отношений в коллективах.
Если же смотреть на историю тимбилдингов, то первые эпизоды этого феномена можно проследить даже не в Новом времени, а намного более ранних эпохах. Давайте представим первобытных охотников, изображение которых встречаются в наскальной живописи.
Идти на крупного зверя без согласования действий и распределения ролей (кто загоняет, а кто сидит в засаде) было немыслимо. При этом распределение учитывало особенности и возможности членов команды. И, скорее всего, присутствовал еще и момент того, что мы называем сейчас team spirit – командный дух: чувство единения, празднование удачной охоты, понимание принадлежности к группе и, возможно, избранность.
В дальнейшем потребность в слаженной «работе» малых и больших «коллективов» возникла у военных. Появление первых войсковых «подразделений» создала необходимость какой-то методологии помимо удержания строя и умения слушать команды старших. Был ли это Древний Египет или Древний Рим нам неизвестно.
Определенный прорыв произошел в первой половине 20-го века и связан с работами в области психологии, социологии и управленческой науки (в США, Великобритании). Было несколько работ, показывающих, что производительность труда значительно возрастает, если в коллективе есть понимание общих задач, хороший психологический климат и умение решать задачи слаженно.
При этом шло параллельным курсом и развитие в военном и охранном направлении. Небольшие группы десантников (здесь, надо сказать, Советская Россия не отставала от общемировых трендов), пожарных, полицейских нельзя должны были действовать слаженно: уметь решать разные задачи относительно самостоятельно, понимать друг друга с полуслова, оказывать поддержку, уметь в критической ситуации быстро принять решение и т.д. Поэтому подразделения проходили некое обучение, имитирующее условия будущей работы и проблемных ситуаций.
Дальше – больше: появление в середине 20-го века первых полос препятствий, похожих на то, что мы называем «веревочный курс».
Дальнейшая история тимбилдингов связана с применением в бизнесе. Уже в конце 70-х-начале 80-х появилось профессиональное направление – агентства, занимавшиеся исключительно проведением командообразующих форматов для компаний. При этом в западном менеджменте это было достаточно рациональное использование – без присущих российской практике совмещения командообразования с потреблением пищи и развлекательной программой. Поскольку в большинстве случаев речь шла о гражданском населении, сложность упражнений пришлось значительно снижать, делать упор на сыгранности и координации усилий сотрудников. Наверно с этого момента и появилось разделение (еще так не называвшееся, конечно) на высотные и низкие веревочные курсы.
Итак, в Россию тимбилдинги пришли в конце 90-х-начале 2000-х, когда вопрос выживания компаний стоял уже не столь насущно, появились средства и понимание, что нужно работать с персоналом. Основной состав «Лаборатории Деловых Игр» работает на рынке hr-услуг с начала 2000-х. Мы видим эволюцию и культурные особенности отношения к командообразующим мероприятиям и изменение самих форматов тимбилдингов в России. Например, в самом начале это были программы team spirit, направленные на повышение командного духа, эмоциональную сферу в коллективе. И чаще всего проводились «веревочные курсы».
В настоящем времени практически каждая стабильно работающая организация (даже совсем небольшая и молодая), в которой есть хотя бы начальное понимание менеджмента, задумывается о проведении командообразующих мероприятий. Это стало массовым форматом где-то с 2010-х. Количество программ тимбилдингов и провайдеров значительно выросло. Рынок, можно сказать, опопсел. И потерял иногда в качестве.
Разрастание рынка – снижение качества запроса и демпинг поставщиков – закономерные процессы. В начале нашей истории серьезных провайдеров, как и заказчиков, было не столь много. Это позволяло поддерживать компаниям-провайдерам достаточно высокое качество услуг, иметь обученный персонал или привлекать хороших специалистов на временные проекты. Сейчас же мы наблюдаем что даже в каждом отеле банкетная служба предложит провести тимбилдинг. Что это за персонал? Вряд ли бизнес-психологи или игротехники, имеющие многолетний опыт.
Не главная, но одна из причин – работа эвент агентств на рынке тимбилдингов. Да простят некоторые коллеги-эвентщики, работа по схеме «взять с рынка 10-15 предложений, из их все равно что-то продать клиенту и получить бонус» не позволяет выстраивать коммуникации с конечным заказчиком и оказывать консалтинг. А все же мы работаем с психологией работников и корпоративной культурой организации.
Надо сказать, что и заказчики (это были все же представители крупного бизнеса) тогда выдвигали более серьезные задачи (давайте признаем, что массовый hr -специалист не ровня директору департамента в банке с соответствующим видением работы и компетенциями). Сейчас встречаем меньше запросов на глубокую проработку взаимодействия в команде, нежели лет 10-15 назад. Это требовало уменьшения количества участников, снижения соревновательного эффекта и больший акцент на умении команды проходить кризисы. А также возможность «останавливаться», делать обсуждения после упражнений, проводить финальную рефлексию с переносом на практическое (в работе) взаимодействие. В свою очередь, это требовало профессионализма от ведущих и игротехников. И отсутствие запроса (в силу моды или некомпетентности) приводит к отсутствию компетенций у провайдеров.
Также упомянутая особенность российского рынка командообразующих услуг – смещение в сторону эвента, несерьезное восприятие мероприятия как со стороны менеджмента, так и со стороны сотрудников. Мы не первый и не единственный провайдер, который говорит о том, что отсутствие топ-менеджера на программе или демонстративный уход руководства после дежурного приветствия участников тимбилдинга, превращает его в фарс, создает ситуацию «мы и они», которая потом транслируется в низкую мотивацию и вовлеченность сотрудников.
И тем более, привычка совмещать понятия «корпоратив» и «тимбилдинг». Ведь тогда акценты мероприятия выстраиваются другим образом – больший вес скорее всего будет иметь банкет и выступление кавер-группы. Способ ли это экономить бюджет (за счет незначительно снижения затрат на логистику) или непрофессионализм – скорее всего все вместе. Но результат виден.
Ну, ладно, побрюзжали немного. Перейдем к дальнейшему описанию.
Здесь полезно сделать теоретическое отступление по поводу слова «команда». Это группа людей, объединенных одной целью и пониманием общности задач/проблематики, имеющих общее представление о способах достижения, а также осознанно относящихся к распределению функционала между членами, принимающих свою ответственность за общий результат. Вот это мы и стараемся развивать в разных форматах тимбилдингов.
И поэтому их задачи достаточно объемны:
Наше мнение – обязателен как целенаправленная работа с персоналом. И требует периодического проведения (3-4 в год):
Помимо этого, мы рекомендуем провести подобное мероприятие:
Вообще-то, любая групповая активность, направленная на получение опыта командного взаимодействия – творческое мероприятие, аудиторный тренинг или посадка деревьев – все можно признать тимбилдингом. Поэтому мы имеем очень широкое поле для формирования команд и оттачивания навыков. В связи с этим, тимбилдинги могут быть:
Мы, «Лаборатория Деловых Игр», специализируемся на первых четырех категориях (если не брать в расчет командообразующие проекты по типу командных сессий и аудиторных тренингов). Поэтому раскроем их имеющимися продуктами.
В первую очередь в этой категории идут варианты веревочных курсов. У нас несколько таких тимбилдинговых программ (хотя на рынке можно встретить до 10-15 программодной направленности,приправленных разными легендами — «форты Байярд», «Веселые старты», «Космические пришельцы» и прочие).
«Корпоративная игротека» — универсальная программа для проведения на улице и в помещении – набор упражнений из низкого веревочного курса (высота до 2 метров), а также интеллектуальные и творческие задачи. Еще одно преимущество данного формата в возможности участникам выбирать степень активности упражнений.
«4 стихии» — проводится на природе и сочетает упражнения веревочного курса (иногда и с высотными упражнениями) с квестом. Команды проходят испытания 3 стихий (воздуха, воды, земли) чтобы добыть «стихию» огня. Программу лучше проводить летом.
«Китайский» — гибрид — спортивный соревновательный тимбилдинг, завершающийся творческой частью. В самом начале это почти спортивные состязания между командами. В конце мы устраиваем настоящий фестиваль китайских драконов с дефиле от каждой команды.
Тут глаза разбегаются от многообразия. Потому что программы можно комбинировать или составлять из разных форматов. Наиболее популярные:
«Фестиваль» — направлен на принятие многообразия культур, развитие толерантности и инклюзивности. В ходе тимбилдинга команды созидают в нескольких направлениях (которые согласовываем с Заказчиком): танцы, архитектура, фото, рисунок, кухня…
Бесспорный лидер всех сезонов – барабанный тимбилдинг или мастер-класс. Хотя для полноценного командообразования лучше заказывать длительную программу (до 2,5-3 часов), когда у нас достаточно времени для упражнений на взаимодействие через музыкальные инструменты. Короткую же программу – при том, что она достаточно динамичная и наполнена эмоциями – относим к эвентовым.
Одна из программ, которые реализуем чаще всего в период новогодних мероприятий – «Корпоративный календарь» — тимбилдинг, выросший из легкого интерактива, в котором команды придумывают и рисуют (или делают коллажи, фото-истории) иллюстрации для календаря. И мы выпускаем его в кратчайший срок (до 3-5 дней) в качестве корпоративного подарка.
Далее следовало бы перечисление танцевальных, фото и видео тимбилдингов. Но мы не будем. Обращайтесь, и мы подберем вам наиболее подходящую программу.
Здесь представлены различные программы, В которых участники что-то придумывают и мастерят, и через совместную деятельность получают опыт командной работы. В том числе, мы моделируем в некоторых программах кросс-функциональные коммуникации. В эту категорию попадают всевозможные картонные тимбилдинги, «машины Голдберга» и прочие программы.
«Импульс» (цепная реакция или «машина Голдберга») – наиболее распространенная программа, которую чаще проводят на летних тимбилдингах (хотя у нас заказывают ее и для новогодних корпоративов). Здесь особенно ярко проявляется метафора общего результата как сложения усилий отдельных подразделений.
«Крылья» — здесь больше соревновательной мотивации. Ведь команды придумывают модели летательных аппаратов и соревнуются в красочности презентации и дальнсти полетов. Эта программа тимбилдинга чуть короче, чем предыдущий представленный формат. И требует чуть меньшей по площади площадку.
Кстати, описанные здесь варианты подходят в качестве тимбилдингов для больших компаний. У нас был проект на 450 участников — и это не предел.
В большинстве своем это квизы, командные викторины и квесты. Мы используем уже готовые наработки. Например, если говорить о квизах, то наиболее универсальный для любого мерориятия и целевой аудитории – квиз «Назад в 90-е». Который проводим даже онлайн.
Офисные квестовые программы – возможность, не отвлекая сотрудников надолго и сохраняя бюджет, провести командообразующее мероприятие. Мы адаптируем набор заданий, разрабатываем поисковые этапы для конкретного офиса или группы участников.
Если рассматривать квесты по городу или паркам, то это программы в музее-усадьбе «Кусково» или квест по Замоскворечью с интересной механикой – «Бегущие зайцы».
Либо мы разрабатываем квесты и квизы на мероприятия. Даже большие и многодневные конференции, которые будут проходить за границей, могут включать в себя разносторонний квест с интеграцией информации о заказчике. Вот пример одного проекта, проведенного в Грузии.
Факторов, которые необходимо учитывать при выборе формата тимбилдинга, масса:
Остановимся на первых двух, поскольку последующие вполне очевидны.
Это один из факторов, определяющих направленность тимбилдингов и активность участников. Редко, когда для топ-менеджеров заказывают активный веревочный курс или творческую программу. Для подобной целевой аудитории у нас чаще заказывают деловые игры (которые, кстати, тоже можно использовать для формирования навыков командной работы).
Если же у вас молодой и активный коллектив, конечно, нужно выбрать что-нибудь с физической нагрузкой, сменой/переключением формата деятельности.
Также следует учитывать специфику деятельности компании и предпочтения сотрудников при выборе мероприятия. Возможно, потребность в развитии каких-либо навыков, полезных в работе, подскажет направленность тимбилдинга. Или же желание команды получить опыт в том или ином формате.
Примером такого выбора под особенность целевой аудитории являются настольные игротеки, которые мы достаточно часто проводим для команд IT специалистов – ведь у них это в культуре.
Количество сотрудников, принимающих участие в командообразовании, также оказывает влияние на выбор формата и сложность программы. Чем больше участников (берем количество от 150-ти), тем сложнее внутренняя логистика. При такой группе даже при продуманной системе взаимодействия, все команды не могут встретиться друг с другом – все меньше чувство единения. Поэтому мы рекомендуем при, действительно, большом количестве участников выбирать что-то эвентовое или форматы, в которых возможно относительно самостоятельная работа команды.
Например, упомянутый выше «Импульс» (машина Голдберга») позволяет осуществить такой проект и на 400-500 участников. Нужна лишь подходящая площадка.
class=Здесь речь об учете сложившегося климата, наличия конфликтов в коллективе, нагрузки на персонал. Если вы планируете проведение тимбилдинга в условиях конфликта или напряженности отношений между подразделениями, то скорее следует выбрать творческую программу: что-нибудь с постановкой сценок, где мы сможем канализировать эмоции, мягко проработать проблемы коммуникаций.
Также не стоит планировать тимбилдинговые активности, требующие открытых коммуникаций, обсуждения спорных моментов, если в компании отсутствует культура предоставления обратной связи. Ни к чему хорошему это не приведет – проработать коммуникации за одно мероприятие мы не сможем, а скорее получим дополнительное сопротивление.
Бесспорно, основными положительными результатами реализации тимбилдинговых проектов в компании можно назвать:
Преимущества – они же недостатки — есть суть обсуждаемого феномена. Одно из очевидных преимуществ и недостатков – краткосрочность большинства форматов. С одной стороны, мы можем увидеть явный положительный эффект после проведенного тимбилдинга – относительно короткого мероприятия (даже, если берем проект на 5-8 часов – что редкость). Но без поддержки полученный эффект может быстро сойти на нет. Поэтому, ранее мы писали, рекомендуем проводить командообразующие мероприятия системно и регулярно.
Второй момент – некоторая узкость формата. Мы все же получаем больше эффекта в эмоциональном и навыковом поле – чувство единения, снижение напряжения, развитие толерантности и навыков. Но редко, когда тимбилдинг, в том понимании, как оно используется сейчас, затрагивает рациональный аспект: понимание целей, согласование действий, подходов и распределение ответственности. И поэтому мы рекомендуем в плане командообразующих мероприятий ставить и другие форматы – командные, проблемные и стратегические сессии.
В самом начале мы бы рекомендовали понять, нужен тимбилдинг в коллективе или нет. Необходимо ли командообразовывать или проблема в другом: корпоративной культуре, не выстроенных процессах, личности и стиле управления руководителя. Ведь сплотиться можно и против кого-то. Но если вы решили увеличивать сыгранность команды или нескольких подразделений, то наиболее очевидные рекомендации следующие:
Мы надеемся в лице наших заказчиков видеть разделяющих наши ценности и взгляд на организацию тимбилдинга. Понимающих возможности и ограничения этого направления работы с персоналом. И говорим традиционное «Кто на новенького?»
Время чтения: 15 мин Популярнейший метод расстановки приоритетов
Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения