Рубрики: Статьи

Принцип Эйзенхауэра

Постараемся в этой статье всесторонне рассмотреть одну из самых известных техник, с помощью которой можно расставлять приоритеты и планировать свою деятельность. Коснемся вопросов использования, преимуществ и недостатков, а также возможных ошибок.

Время чтения: 15 минут

А был ли Эйзенхауэр?

Прежде, чем описывать методику постараемся разобраться с авторством обсуждаемого принципа. Авторство Эйзенхауэру (правильнее было бы даже говорить «Айзерхауэр») приписывают якобы после произнесенной в 1954г в штате Иллинойс речи. В ней была фраза: «У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные никогда не бывают срочными…». Однако это было лишь цитирование — то есть он использовал слова другого человека.

При этом нельзя отрицать, что президент страны, бывший крупный военноначальник и функционер, был крайне продуктивным и знавшим толк в тайм менеджменте. Умевший совмещать задачи стратегического характера с собственным развитием и отдыхом – навык, так многим недоступным в современности. И возможно у него была какая-то система приоритетов и планирования, позволявшая успевать многое.

Но как способ расстановки приоритетов и планирования, названный «матрица Эйзенхауэра», обрел широкую известность благодаря гуру саморазвития и личной эффективности – Стивену Кови. В 70-х годах, описывая способы управления временем, он упоминал об обсуждаемом нами принципе.

Применение матрицы Эйзерхауэра уже шагнуло далеко за рамки только управления временем. Методика используется и в менеджменте (руководстве). В ней много пересечений с другими управленческими инструментами. Например, SMART (о чем мы поговорим ниже).

Суть метода

Кратко матрицу приоритетов Эйзенхауэра можно описать следующим образом: распределите дела на категории «срочные» и «не срочные», а потом оцените их по степени важности. После этого расставьте все полученные дела на графике или «матрице» — ведь получится 4 квадранта.

Все это звучит очень просто. Но практика применения намного сложнее. Например, самая часто встречающаяся ошибка – выдавать срочность как важность. Мы часто на тренинге по тайм менеджменту слышим от участников: «Ну, как же! Раз дело срочное, то его обязательно нужно сделать. Поэтому оно и важное!» Из-за такой путаницы (в голове говорящего) распределение по квадрантам становится невозможным.

Но мы знаем, в чем суть затруднения. Подробнее объясним ниже, как работать с обоими критериями.

Определим «важность»

Правильнее начинать с критерия «важность». Что для вас важное? То, что ведет за собой достижение главных целей или получение первостепенных (не по времени, а по весу) результатов. При этом уже в постановки цели мы закладываем критерий, отвечающий за важность. Недаром, в технике SMART есть Relevant – «значимость, обусловленность целями более высокого порядка». Или мотивация, определяющая необходимость достижения данной цели.

Например, в возведении и обустройстве дома целью более высокого порядка будет:

  •         надежность, долговременность пользования – для одного человека;
  •         безопасность и энергоэффективность – для второго;
  •         красота и/или производимое внешнее впечатление – для третьей.

И действия, совершаемые проектировщиком и строителями будут направлены на соответствие, в том числе, и этому приоритету. Соответственно, для одного дома будет важен (приоритетен) надежный фундамент, для другого – просчитанность конструкции и применение энергоэффективных материалов; для третьего – дизайн-проект или использование дорогой фурнитуры, мебели и т.д.

В бизнесе для определения важности можно задавать вопрос: «А что из этого принесет нам больше прибыли/клиентов или обеспечит долговременное существование на рынке?» (опять же, в зависимости от Стратегии компании на данный момент). Кстати, через Стратегию тоже можем определить критерий «важность».

Чтобы еще дополнить рассказ об этой категории, упомянем принцип Парето «20/80». Ведь он тоже про определение важности или веса.

И еще довесим понимания про этот критерий: насколько задачи зависят от вашего присутствия – это про ответственность и компетенции.

Например, в тренинге управленческих навыков мы с участниками обсуждаем вопрос полномочий и делегирования. И приходим к заключению, что не все задачи руководителя возможно делегировать. В силу того, что это является только его зоной ответственности (например, финансовые вопросы или мотивация сотрудников) или требует особых компетенций.

Теперь про «срочность»

Здесь немного проще. Ведь у нас есть временная шкала, на которой задачи будут распределены. Вот только в реальности бывает не так просто – ведь дел может быть множество. С одинаковым или очень близким сроком исполнения. А еще входящие задачи…И начинается аврал…

Где строить матрицу

В самом простом варианте вам понадобится 2 листа бумаги:

  • для составления списка дел и оценки по критериям;
  • для построения графика.

В дальнейшем, когда вы несколько раз проделаете процедуру оценки, можно будет сразу рисовать 4 квадрата, подобных этим:

Также есть масса приложений и шаблонов, которые можно использовать для оценки дел. Но часть из них не позволяет сделать оценку каждой задачи, а предлагает просто разнести их по квадратам – что не совсем эффективно для новичков.

Как планировать дела: метод Эйзенхауэра

Итак, мы разобрались с критериями. Теперь начинаем строить нашу матрицу Эйзенхауэра.

  1. Составляем список дел на выбранный период или выписываем из планировщика. Проще всего использовать список с буквенным обозначением «А, Б, В….»
  2. Оцениваем все задачи по критерию «важность» с назначением значения от 1 до 10. (Понимаем, что сразу несколько дел могут получить одинаковое значение).
  3. Оцениваем тот же список дел по критерию «срочность».
  4. Строим простой график или матрицу 10х10 из двух векторов: ось 0X – «срочность»; ось 0Y – «важность». Средние значения, понятно, будут посередине – 5. Это же и будем считать условной границей между квадрантами.

  1. Переносим буквы (или сами пункты списка) на получившуюся матрицу.
  2. Начинаем анализировать получившуюся картину.

Квадрат «Аврал»: делать сейчас с особым вниманием

Сюда попали важные и срочные дела. При этом все задачи можем делать только мы без возможности делегирования. При этом, здесь возможен менеджмент — поделить квадрант пополам: «супер-срочное» и «срочное, но не очень». Или уже «сложить лапки и смотреть на извержение Везувия из первых рядов».

Квадрат «Текучка»

Срочные, но не приносящие больших результатов задачи. Простые операции, не требующие высокой квалификации. Что делать с ними? Несколько направлений оптимизации:

  •         Поручать кому-либо: подчиненным, фрилансерам, подросткам (если речь о бытовых задачах).
  •         Регламентировать – устанавливать самим себе длительность выполнения задачи. И постоянно думать над оптимизацией этого времени. Один из способов оптимизации будет ниже.
  •         «Пакетировать» — собирать по принципу похожести и повторяемости операций и делать кластер задач разом. Это позволяет не переключаться, а выполнять часть дел «на автомате».
  •         Распределять равномерным слоем. Помните, способ из тайм-менеджмента «Съесть лягушку» — делать не приносящую (неприятную) результата вещь регулярно, но малыми порциями.

Квадрат «Корзина»: ограничить время на ерунду

Сюда попала бесполезная деятельность и развлечения, не приносящие результата. Якобы, Дуайт Эйзенхауэр избавлялся от этих задач совсем. Но если мы не можем этого сделать, то в состоянии хотя бы отложить (порой надолго).

Квадрат «Стратегический задел»: делегировать и размышлять

О, этот квадрат матрицы самый интересный и ресурсный. Ведь он заполнен делами важными/результативными, требующими вашего присутствия или особой компетентности. Но в силу наличия времени их можно сделать потом. И вся «приятность» этой несрочности в том, что вы можете:

  •         Делегировать – дать возможность кому-то взять на себя выполнение задач – в случае его/её неудачи вы просто подхватите выполнение (перенесете дело в квадрат «Аврал»). Но с течением времени сможете вырастить себе помощника – переместите подобные задачи в квадрат «Текучка».
  •         Думать, стратегировать, развивать себя. Ведь этот квадрат является ресурсом по повышению собственной продуктивности и нахождению решений, имеющих «стратегическое» значение.

В обсуждении последнего квадрата мы возвратимся к разговору о целях и приоритетах заложенных в них.

Примеры

Чтобы вам было проще понять матрицу, приведем примеры.

Срочные и важные

  •         Срочный отчет для руководства: Отчет, который нужно сдать до конца рабочего дня.
  •         Неотложная медицинская помощь: Если вы поранились, нужно немедленно обратиться за помощью.
  •         Срочный звонок клиента: Когда клиент звонит с проблемой, требующей немедленного решения.

Срочные, но не важные

  •         Ответы на некритичные электронные письма: Письма, которые не требуют вашего немедленного внимания.
  •         Незапланированные совещания: Совещания, которые могут быть перенесены или проведены без вашего участия.
  •         Срочные, но мелкие задачи: Задачи, которые можно быстро выполнить, но они не приближают вас к вашим долгосрочным целям.

Не срочные и не важные

  •         Просмотр социальных сетей: Бесконечный скроллинг ленты новостей во время рабочего времени.
  •         Необязательные встречи: Встречи, которые не приносят пользы и могут быть отменены.
  •         Задачи, которые можно автоматизировать: Рутинные задачи, которые можно оптимизировать с помощью технологий

Важные, но не срочные

  •         Развитие навыков: Запись на курсы для повышения квалификации.
  •         Долгосрочное планирование: Создание стратегии развития бизнеса на год вперед.
  •         Укрепление отношений: Назначение встречи с важным партнером для обсуждения будущего сотрудничества.

Чем полезна матрица Эйзенхауэра и как ей пользоваться

Метод, приписываемый Эйзенхауэру, в первую очередь помогает наладить систему регулярного анализа задач, а также обращать внимание на существующие приоритеты (или задуматься об их необходимости).

На индивидуальном уровне

Инструмент в первую очередь нужно использовать для планирования собственной деятельности (на неделю, месяц) или как проектный инструмент. При этом, мы не призываем делать это постоянно – возможно после определенного периода применения у вас выработается автоматическое распределение и управление задачами. Если приоритеты и цели не поменяются…

На уровне организации

Мы видим два способа, как матрица Эйзенхауэра или ее идея могут быть использованы на уровне организации. И оба построены на согласовании критериев, заложенных в модель:

  •         планирование деятельности подразделения;
  •         определение и трансляция приоритетов (в том числе, и через Стратегию и Ценности компании).
  •         Это, во многом, терапевтическое поле для осознаний и полезных инсайтов, как на личностном уровне, так и для целых бизнесов.
  •         Кстати, мы помогаем компаниям осознавать и формулировать Стратегию и корпоративную культуру, через разработку и проведение стратегических сессий

Критика метода

Нет абсолютных по эффективности методов. Основная критика матрицы Эйзерхауэра состоит в:

  •             субъективности оценок и возникающих логических ошибок;
  •             закрытости системы, не учитывающей динамичность планирования и появления внешних дел;
  •             громоздкости процедуры – ведь не будешь же каждую неделю так планировать свои дела.

Однако выше мы уже писали, что некоторые «минусы» системы можно минимизировать. И на наших тренингах это подробно прорабатываем с участниками.

Без чего не работает методика

Еще раз подчеркнем, что описываемый способ будет малоэффективен, если мы используем его без постановки целей (определения в них приоритетов). А также, если пытаемся просто из списка дел разнести пункты по квадратам. Именно та этапность, которую мы описали, позволяет минимизировать ошибки.

Альтернативные модели определения приоритетов и планирования

Существует несколько альтернатив принципу Эйзенхауэра, которые также помогают в управлении временем и приоритетами:

  1. Метод GTD (Getting Things Done)

Разработан Дэвидом Алленом. Основан на идее выгрузки задач из головы и их систематизации. Помогает управлять задачами, разбивая их на действия, проекты и контексты.

  1. Метод Помодоро

Создан Франческо Чирилло. Включает работу в коротких интервалах (обычно 25 минут), чередуемых с короткими перерывами. Повышает концентрацию и предотвращает утомление.

  1. Метод Time Blocking (Блокировка времени)

Заключается в планировании дня по блокам времени, отведенным для конкретных задач или деятельности. Помогает сосредоточиться на одной задаче за раз и уменьшить переключение между задачами.

  1. Метод Ролевых Ожиданий (Role Expectation)

Основан на определении и приоритизации задач в соответствии с ролями, которые человек выполняет в жизни. Помогает сбалансировать различные аспекты жизни и работу над целями в каждой роли.

  1. Метод ABC

Способ планирования, построенный на выделении в плане времени на задачу в соответствии с приоритетом или значимостью.

Резюме

Матрица, названная фамилией американского президента, один из известных и широко используемых методов. Методика не идеальна, но позволяющая подступиться к системному планированию и тайм-менеджменту. При вдумчивом применении открывающая возможность рефлексии и саморазвития. Мы надеемся, наша статья раскрыла суть метода и поможет правильно его применять.

Лаборатория Деловых Игр

"Лаборатория Деловых Игр" - команда консультантов, бизнес тренеров и игропрактиков, работающих на рынке HR услуг с начала 2000-х.

Последние записи

Что такое тимбилдинг простыми словами

Время чтения: 15 мин Истоки тимбилдинга, виды программ, проблемы и решения

8 месяцев назад

Квест в Самарканде для форума

3 дня вопросов для более чем 100 участников

1 год назад

Развиваем будущих предпринимателей

Развиваем навыки, полезные предпринимателям

1 год назад

Тимбилдинг «Китайские драконы»

Соединение спорта и творчества в одной программе

2 года назад

Как побороть страх публичных выступлений

Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения

2 года назад

Инженерный тимбилдинг «Крылья»

Тимбилдинг с эффектным финалом

2 года назад