Бизнес-симуляции и деловые игры: схожесть и отличия
Бизнес-симуляции имеют точно такой же набор инструментов и законов, по которым строятся деловые игры. В некоторых источниках между этими понятиями ставиться знак равенства. Мы же склонны разделять их, на уровне акцентов, но не по сути.
Деловые игры (бизнес-игры)
Деловая игра, как правило, не отражает какой-то конкретной отраслевой специфики или узкого направления деятельности. Эта особенность является её сильным местом и, одновременно, ограничением.
Бизнес игра это метафора какой-то части действительности, отражающая ключевые аспекты и ограничения. Среда и система взаимоотношений, воспроизводимые здесь универсальны. И именно поэтому деловую игру, незначительно модифицировав, можно применять для решения многих задач и для различных направлений бизнеса. Начиная от командообразования и заканчивая развитием топ-менеджеров.
В деловой игре очень хорошо проявляются общие компетенции — так называемые soft skills — необходимые большинству сотрудников. И игра может являться полем для наблюдения. И это успешно используется при оценке персонала.
Но этих «стандартных» ситуаций, игровых миров, часто недостаточно для глубокого анализа или прогнозирования. В такой ситуации нужен другой инструмент. Что же такое бизнес-симуляция?
Наши самые популярные игры
Железная дорога
Проектный менеджмент и межфункциональные коммуникацииПочитать и заказать
Конверсия
B2B продажи: сегментация клиентов, планированиеПочитать и заказать
Предприниматели & Инвесторы
Креативность, предпринимательство, презентационные навыкиПочитать и заказать
Бизнес-симуляции
Итак, бизнес-симуляция – специально разработанная уникальная игровая модель, максимально приближенная к реальности, с еще большей степенью детализации отражаемой действительности и существующих законов взаимодействия. Деловая игра направлена скорее на развитие внутренних ресурсов и навыков. Или на их оценку.Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации.
Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации
Например, одна из первых бизнес-симуляций, проведенных в 30-х годах прошлого века под руководством М. Бирнштейн, была направлена на анализ процесса и последствий изменений, проводимых на производстве.
У бизнес-симуляций тоже есть свои ограничения. Во-первых, бизнес-симуляцию не возможно без изменений провести для другой компании. Каждая бизнес-симуляция уникальна! А некоторые бизнес-симуляции не возможны к воспроизведению вовсе.
Каждая бизнес-симуляция уникальна!
Во-вторых, фокус внимания, в отличие от большинства деловых игр, направлен не на человеческий фактор, а на функционирование систем. В-третьих, бизнес-симуляция значительно затратнее деловой игры за счет своей уникальности. Однако, многие компании осознанно идут на эти затраты, понимая, что эффект может быть значительным.
Мы разрабатываем бизнес-симуляции живого действия
Результаты многих бизнес-симуляций могут быть симптоматичными для сферы бизнеса или типичного поведения сотрудников и руководителей. В таком случае мы, упрощая внутреннее устройство, превращаем бизнес-симуляцию в деловую игру.
Виды бизнес-симуляций
Мы разделяем наши бизнес-симуляции на 2 вида:
- живого действия — в специально организованном мероприятии системно моделируются условия и функционирование компании или ее отдельных единиц, проводится анализ и моделируются изменения;
- компьютерные симуляторы — статичная модель функционирования какой-либо системы, имеющая своей целью развитие сотрудников или оценку их профессиональных и личностных качеств.
Мы чаще разрабатываем бизнес-симуляции живого действия, показывающие ситуацию в компании или отражающие взаимосвязь ключевых объектов и процессов. Однако, в нескольких проектах мы применили компьютерное моделирование.
Применение бизнес симуляций
Как и деловые игры этот инструмент используется для:
- развития и оценки компетенций сотрудников (чаще руководителей);
- моделирования какой-либо системы в «безопасном режиме» для последующего анализа.
В другом случае мы имитировали процесс принятия решений и распределение информации в компании, не сказать чтобы с очень разветвлённой структурой. И оказалось, что четыре инстанции (подразделения), через которые чаще проходит внешняя информация, испытывают колоссальную нагрузку и требуют скорейшей реорганизации.
Преимущества бизнес-симуляции
Бизнес-симуляция, как мультимедийное устройство, позволяет проигрывать ситуацию снова и снова (или как шахматная партия, разыгрываемая каждый раз с новой тактикой). Отслеживая все моменты, связанные с изменениями, и позволяя прогнозировать последствия.
Таким образом, грамотно разработанная бизнес-симуляция является мощным ресурсом для прогнозирования и развития стратегического мышления и принятия решений.
Разработка бизнес-симуляции
Разработка бизнес-симуляций — кропотливый процесс. И может занимать очень много времени — от 1 до 3 месяцев. Опишем типичный алгоритм наших действий по такому проекту:
- Диагностика ситуации: выявление проблематики, ключевых точек существующих процессов, персоналий, способов взаимодействия, корпоративной культуры, внешнего окружения компании и многих других аспектов.
Это может быть как в форме интервью экспертов от компании, так и масштабный опрос через наш он-лайн портал.
- Формулирование ТЗ на разработку (если его нет у заказчика).Это может быть одной из самых трудоемких и неинтересных частей проекта. Но без нее будет трудно оценить эффективность.
- Собственно, разработка бизнес-симуляции. Этот этап может занять от 3 до 5 недель, в ходе которых мы моделируем варианты и тестируем отдельные части. Если необходимо, разрабатываем софт (в этом случае разработка может занять до 2-3 месяцев).
- Заключительным этапом подготовки является пилотное проведение разработанной симуляции на небольшой группе-представителей целевой аудитории.
Стоит ли разрабатывать
На этот вопрос следует отвечать, принимая во внимание следующие два пункта: стоимость и эффект. При разовом проведении бизнес симуляции, разработка которой обошлась в несколько сотен тысяч рублей, нужно понимать «прибавочную стоимость» (или условно — ROI проекта): что изменится или позволит изменить.
Например, если по результатам проведения будет найдено новое решение в хранении товарных запасов, которое принесет в перспективе 2-3 лет значительную экономию, то «оно того стоит».
Или какое количество сотрудников сможет поучаствовать в игре и улучшить навыки или изменит установки.
Еще одним примером можно считать симуляцию, которую проводят для мотивации сотрудников к готовящимся изменениям, повышающую их вовлеченность и т.д.
Стоимость бизнес-симуляции
Разработка бизнес-симуляции всегда индивидуальный проект. И категория «стоимость за участника» здесь не применима. Именно этим объясняется большая цена относительно других форматов:
- бизнес-симуляция «живого действия» — от 150 000 рублей;
- компьютерная бизнес-симуляция — от 700 000 тысяч рублей.
В последнем случае стоит объяснить — это работа нескольких высококлассных специалистов и разработка программного продукта, который остается у компании-заказчика навсегда.
Проведение бизнес-игр
Проведение бизнес-симуляции — не конечный пункт. После такого корпоративного мероприятия мы предлагаем компании продолжить работу и расширить результаты. Как правило, мы рекомендуем собрать проектную группу для планирования и реализации мероприятий, направленных на совершенствование систем отношений, процессов, сопровождение изменений и т. д.
Заказать бизнес-симуляцию или бизнес-игру
Если вы понимаете, что для повышения эффективности ваших сотрудников или бизнеса требуются игровые механизмы — проведение бизнес-игры или геймификация — ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ! Мы предложим наиболее удобное решение.