Вы часто встречали людей, которые при слове “совещание” мечтательно закатывали глаза и потирали руки от предвкушения? Покажите нам! Это очень редкие экземпляры. Этот вид корпоративных коммуникаций (а особенно это проявлялось во времена ковидных Zoom’ов) часто вызывает зевоту и характеристики “долго, тягостно”. Хотя бывают примеры другого порядка, когда участники бурно подискутировав несколько часов, уходят с вопросами.
Поскольку мы занимаемся развитием сотрудников, проводим стратегические сессии и работаем с командами, хотим поделиться несколькими секретами успешного совещания.
Время чтения: 10-12 минут.
В этой статье будет про (в конце будет БОНУС):
Для чего проводятся совещания? Определим наиболее очевидные виды.
Направлено на информирование сотрудников, создание общего понятийного поля. Это важно, поскольку создает возможность для равноправного участия и последующего распределения ответственности. Немаловажный аспект — информируя, вы транслируете определенную установку. А также держите руку на пульсе и поддерживаете коммуникации в команде.
Часто этот вид совпадает с оперативным совещанием или “планеркой” — регулярным ( и, надеемся, относительно коротким) мероприятием, на котором происходит обзор произошедшего за определенный период, распределение задач на следующий, разбор критичных случаев. Наиболее актуальны планерки для продающих подразделений и проектных команд, где за короткое время происходит много изменений.
Любое совещание, на котором происходит выработка решения, можно назвать проблемным. Будь то решение о выборе поставщика, “разруливание” проблем коммуникаций между подразделениями или согласование варианта новогоднего корпоратива. Предваряя дальнейшие рекомендации по проведению, скажем о важности знакомства всех участников с обсуждаемой темой. А также роли ведущего.
Отдельно стоит выделить стратегическую сессию, как разновидность проблемного совещания. Мы уже много лет помогаем руководителям компаний разрабатывать программы дискуссий и фасилитируем сессии по принятию стратегических решений.
Что стоит отметить?
Вам могут быть полезны наши услуги
В ходе тренинга по навыкам проведения совещаний мы с участниками анализируем наиболее очевидные причины низкой эффективности. Среди них:
Разберем основные принципы, соблюдение которых позволит повысить продуктивность совещания.
Заключается в нескольких моментах. Во-первых, постановка цели, способа принятия решения и прочих регламентных пунктов, а также поведение ведущего влияют на концентрацию внимания участников. Обсуждение не распыляется на отдельные сопутствующие и часто второстепенные темы.
Заранее разработанная программа помогает соблюсти длительность совещания в разумных пределах. Предположите, какова будет процедура обсуждения, будут ли необходимы мнения всех участников. В какой форме будет происходить выбор решения. Оцените длительность основных эпизодов… И умножьте на 1,2-1,5 в зависимости от особенностей целевой аудитории и сложности обсуждаемого вопроса.
Например, предполагается, что каждый из 7 членов совещания должен будет кратко ответить на небольшой вопрос. На каждого будет по 2 минуты. Значит вся дискуссия с подведением итогов и голосованием может растянуться примерно на 25-30 минут.
Принятие решения о длительности совещания всегда сопряжено с выбором: обсудить максимально подробно или потратить время. Мы считаем, что, по возможности, надо минимизировать время совещания. Потому что человек без дополнительного стимулирования может держать внимание на одной задаче около 45-60 минут. После чего следует переключение или значительное снижение эффективности.
Одновременно с этим, если вопросы можно решить за 15 минут и менее, то подумайте, а стоит ли собирать совещание? Может решить эти вопросы по-другому?
Мы не декларируем обязательное равноправие всех участников совещания в конечном решении. Зачастую руководителю приходится брать на себя всю ответственность и принимать решение в одиночку. Но равноправие должно быть в том, чтобы иметь возможность высказать свое мнение. Особенно это касается собраний для принятия решения — иначе зачем собирались?
Правило хорошего тона — работа секретаря, фиксирующего решения и подготавливающего приказ с четким указанием даты и формы отчетности. Но вы сами понимаете, в компании для этого должна существовать своя культура. Кстати, секретарь совещания может быть выбран из присутствующих.
Мы предлагаем несколько форматов, применимых в корпоративном обучении, для развития навыков эффективных совещаний:
Безусловно, самая популярная и привычная форма — корпоративный тренинг «Навыки проведения совещаний», в котором сочетается и теоретическая часть и возможность в коротких играх отработать базовые техники. Как мы уже писали выше, у нас есть такая программа для корпоративных групп (открытые тренинги мы не проводим).
Особую роль мы, конечно же, отводим ведущему совещания и его поведению. Это должен быть структурированный человек, имеющий достаточный авторитет и психологическую устойчивость для формирования пространства для обсуждения. Также важно обладать хотя бы базовыми навыками фасилитации: задавания вопросов, пониманием групповой динамики, развитой эмпатией и т.д. То, что можно назвать “коммуникативно развитый”.
Второй формат по частоте применения. Игра на принятие решений или живого действия, моделирующая проект, в которой команда должна проанализировать информацию, рассмотреть варианты решений и возможные риски их реализации. Чаще всего строится на каком-либо аналитическом кейсе или ситуации моделирования проекта.
Попробуйте взять любой сложный вопрос и разберите его, примите групповое решение. Отведите с командой на это не более часа. Периодическое повторение таких упражнений с передачей роли ведущего друг другу значительно прокачает ваши навыки.
Причем, настольные игры для развития навыков проведения совещаний являются достаточно удобным и фановым форматом.
Примерное расписание (обычно это сессия на 3 часа):
— открытие сессии: цели, регламент (10-15 мин)
— небольшая лекция (15 мин)
— правила настольной игры (15-20 мин)
— игра в командах (до 100-120 минут)
— рефлексия и/или лекция (20 мин)
Разберем основные этапы планирования и важные аспекты при проведении совещания.
Как уже было обозначено выше, начало совещания посвящено регламенту и постановке целей. Еще неплохо бы мотивировать участников на активность, предъявление своей позиции/мнений. Можно сделать краткий обзор результатов предыдущего собрания.
Кстати, на больших конференциях, которые мы помогаем разрабатывать, практически всегда идет приветственное слово руководителя или владельца. И этого нельзя избегать.
Самая важная часть с точки зрения результатов. И в ней особая роль отводится ведущему. Поскольку именно он структурирует обсуждение, задает вопросы, помогает участникам рассматривать все альтернативы и риски предлагаемых решений. Он же следит за тем, чтобы все участники имели равные возможности, соблюдали регламент высказываний. То есть ведущий должен обладать базовыми навыками фасилитации, достаточным поведенческим репертуаром и сформированным стилем ведения, адекватным данному обсуждению.
Это время посвящено подведению итогов, распределению ответственности. И опять — мотивации участников: можно поблагодарить за активность, попросить делиться ценными идеями/мыслями, если они появятся после совещания.
В заключение еще несколько рекомендаций:
…и правил, принятых в некоторых компаниях:
Время чтения: 15 мин Популярнейший метод расстановки приоритетов
Время чтения: 15 мин Истоки тимбилдинга, виды программ, проблемы и решения
Время чтения: 10 мин Подробно о страхе и путях его снижения