По результатам многих проводимых нами ассессмент центров мы даем руководителям рекомендацию развивать компетенцию «Стратегическое мышление». Особенно она важна для уровня топ-менеджмента.
В этой статье:
- дадим краткое описание компетенции и ее важность;
- покажем инструменты развития в корпоративном и индивидуальном режиме;
- расскажем о том, как развивать умения в играх и других форматах «Лаборатории Деловых Игр».
…как раз с последнего и начнем.
Время чтения: 10 минут.
Формулировка компетенции может изменяться от компании к компании. Приведём одну из них:
Понимание долгосрочных перспектив компании и отрасли в целом, ключевых факторов успеха, принятие эффективных решений в ситуации неопределенности.
- Понимает тенденции рынка, которые влияют на конкурентоспособность организации.
- Выделяет ключевые факторы успеха и возможные ограничения
- Разрабатывает и выдвигает долгосрочную (3-5-летнюю) стратегию улучшения.
С чем к нам обращаться?
Если вам необходимо развивать компетенцию «Стратегическое мышление», то следующие наши услуги могут быть вам полезны:
- оценка по компетенциям;
- проведение форсайт и стратегических сессий;
- разработка и проведение деловых игр;
- проведение тренингов.
Как видно, есть еще одна похожая компетенция, связанная с анализом информации, принятием решений – «Системное мышление».
Стратегия — способ достижения целей существования (здесь можно также говорить о Миссии). Стратегия всегда имеет своих «интересантов» — стейкхолдеров. Стратегия более стабильна в сравнении с тактикой. Стратегичность всегда связана с перспективой, направлена в будущее.
С точки зрения компании, Стратегия — цели и политики, ключевые проекты и технологии, направленные на долгую перспективу.
Можно выделить следующие характеристики человека/сотрудника, обладающего развитой компетенцией «Стратегическое мышление»:
- в своей деятельности опирается на существующую Стратегию и Миссию компании, принимает решения с учетом ценностей;
- предвидит последствия (результат в будущем) и тенденции/тренды;
- строит прогнозы с перспективой более 3-5 лет;
- определяет ключевые точки применения сил/ресурсов, необходимых для получения значительных результатов (по сути — определяет стратегические компетенции).
Основное отличие этих двух компетенций: в «Системном мышлении» — направленность на создание комплексной картины, прояснение всех взаимосвязей, анализ рисков. Стратегический компонент определяет направленность в будущее, поиск значительных возможностей, понимание значимости для компании/бизнеса.
Почему руководителям высшего уровня важно обладать развитым стратегическим мышлением? Набор этих навыков и качеств необходимы для управления компанией: определения ключевых направлений развития, планирования и постановки целей на несколько лет (а иногда десятилетия) вперед.
Стратегия vs. Оперативное управление
Оперативное управление – процесс постановки целей и распределение имеющихся ресурсов для получения результатов от деятельности. Ориентировано на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Оперативный менеджмент, в целом, описывается, так называемым, циклом управления, который состоит из основных функций (их мы обсуждаем в тренинге «Навыки руководства»):
- целеполагание и планирование
- организация деятельности
- управление мотивацией
- контроль
Пример оперативного менеджмента
Прораб/начальник участка прокладки труб управляет несколькими подчиненными. Для управления подразделением и выполнения целей ему нужны ресурсы (перечислим здесь основные): трубы, техника, топливо, персонал.
Наш прораб определяет цели и планирует деятельность подразделения (чтобы в срок подвести газ к строящемуся дому), ставит задачи, распределяет сотрудников на разные работы, стимулирует их на исполнение (качественное и в срок), а также следит за качественностью работ и производит необходимые корректировки действий работников. Хороший прораб еще мотивирует за выполнение задач и заботится о развитии навыков своих подчиненных.
И это цикличная, процессная деятельность. Лейтмотивом ее является повышение эффективности: поиск путей снижения затрат на единицу продукции в процессе достижения цели. Если рассматривать конкурентную среду, то это постоянное соперничество компаний, находящихся в одном рынке (примерно одинаковые продукты/услуги и потребители). Метафора: «кто лучше отожмет сок из апельсина, то и выиграет». Во многом, это «удел» среднего менеджмента, если говорить об управлении коллективом.
Стратегическое управление направлено на понимание возможностей компании на долгосрочном горизонте (от 5 лет и более) и построение планов по получению максимального результата от деятельности. В определенной степени менеджмент, ориентированный на поиск собственной уникальной стратегии, ищет отличия от подобных себе, совершенствует компетенции, которые помогут вырваться из конкуренции (хотя бы на короткий период). Генри Минцберг: стратегическое мышления раскрывается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего». Конечно, здесь мы несколько опускаем понимание Стратегии как долговременное осуществление Миссии компании.
Локус внимания оперативного управления направлен внутрь организации. Стратегическое управление во многом основывается на анализе внешней среды.
Если мы посмотрим на все эти отличия, то с точки зрения компетенций руководителей, можно сформулировать основные векторы:
- научить думать категориями будущего/заглядывать в будущее;
- научить проводить анализ и строить прогнозы;
- формировать установку на проактивность и поиск возможностей, увеличить гибкость в восприятии и принятии решений (по сути – развить креативность).
Оценка компетенции
Оценка стратегического мышления чаще всего проводится в ассессмент центре через аналитический кейс – ситуацию компании (или региона), в которой руководителю необходимо проанализировать информацию, принять решение и (здесь уже проявляется и другая компетенция – «Планирование») составить план реализации.
Если нет возможности использовать кейс, то исследование проходит через интервью.
Мы можем провести ассессмент центр или интервью по компетенциям с предоставлением отчета по кандидату или сотруднику. Возможна онлайн оценка.
Вам могут быть полезны наши услуги
Разработка и передача ассессмент центра
Вы получаете мануал со всеми играми и кейсам, инструкциями для ведущего и наблюдателейПочитать и заказать
Разработка модели корпоративных компетенций
Компетенции, которые станут основой для качественного подбора, оценки и развития сотрудниковПочитать и заказать
Можно ли развивать?
Управленческие компетенции требуют достаточно времени чтобы сформироваться и достичь должного уровня. И следует задействовать все возможности. Здесь обсудим возможности развиваться самостоятельно или через корпоративные программы.
Для самостоятельной «прокачки» навыков и знаний мы, в первую очередь, рекомендуем расширять кругозор: больше читать книги и статьи, интересоваться разными аспектами мира, пытаться видеть взаимосвязь событий и строить прогнозы (полезно их фиксировать и потом проверять).
Любимый пример: что будет с популярными сейчас компаниями такси и каршеринга, когда Яндекс закончит тестирование и внедрение беспилотных автомобилей своей системы, а на законодательном уровне будет решен вопрос регулирования в этой сфере? Будучи управленцами компании, через какое время вы бы стали продавать подобную технологию для других компаний (увеличивая тем самым прибыль за счет увеличения рынка).
Книги для развития стратегического мышления
В первую очередь, историческая и научно-популярная литература. Или хотя бы дайджесты/альманахи. Вы спросите «причем тут история»? Книги по истории дают нам возможность понимать предпосылки и последствия событий и оценить психологию принятия решений в тех условиях. Мир развивается по спирали, общие законы человеческого менталитета остаются неизменными: власть, любовь, смерть. Кстати, еще один жанр чтения, способствующего развитию стратегического мышления и лидерства – биографии исторических деятелей. Особенно нам, пожинающих плоды 20-го века, могут быть интересны У. Черчилль, Франклин Д. Рузвельт, Мао Цзэдун (отбрасывая приукрашенные и измененные факты), А. Шварценеггер, С. Джобс.
Почему про науку? В ежедневном информационном потоке нам поступают лишь наиболее яркие события. Авторы книг «от науки» дают нам именно интерпретацию (в определенной степени это тоже визионерство) и прогноз использования технологий или открытий.
Далее следуют несколько изданий, которые мы могли бы рекомендовать:
• «Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно», Ричард Румельт
• «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски», Кеничи Омае
• «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» Авинаш К. Диксит и Барри Дж. Нейлбафф
• «Физика невозможного», Мичио Каку
• «Найти идею», Генрих Альтшуллер
• «Технология творческого мышления», ТРИЗ, Меерович, Шрагина
• «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей», Тим Браун
• «Геймшторминг», Санни Браун, Джеймс Макануфо, Дейв Грей
• «Стратегическая сессия. Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем», Крис Эртел и Лиза Кэй Соломон
• «Методология мышления», Андрей Курпатов
• «Латеральный маркетинг», Филип Котлер
• «Стратегия голубого океана», Ким Вичан и Рене Моборн
• «Маркетинговые стратегии для начинающих предпринимателей», Владимир Лавров
• «Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер», Воган Эванс
Список можно продолжать до бесконечности.
Анализ и прогнозы
Формированием стратегического мышления можно заниматься играючи. Неужели? И мы все это отчасти делаем. Только чаще несистемно. Практически нет ни одного человека, который бы не строил прогнозы.
Это достаточно интересно и в какой-то степени напоминает игру с самим собой: формировать прогнозы (на короткий и долгий срок), фиксировать и смотреть их реализацию. Кстати, в модном нынче индивидуальном инвестировании этот метод очень развивает чутье рынка.
Метод прост – вести «дневник наблюдений и прогнозов»:
- анализируйте происходящую ситуацию (в любой сфере);
- фиксируйте свои прогнозы на выбранный горизонт и предпосылки к ним;
- через обозначенное время возвращайтесь к записям и соотносите с действительностью;
- ведите учет «сбываемости» прогнозов и понимайте, в какой сфере они более эффективны (полезно отбрасывать совсем уж неожиданных «черных лебедей»).
Развитие через рефлексию
Да, развить стратегическое мышление и лидерские компетенции можно на собственном опыте. В продолжении к описанному выше способу можно добавить необходимость рефлексии – понимания своих решений, фиксация основ для их принятия и анализ в развитии событий – «а как бы я поступил сейчас, когда ситуация изменилась». Все это позволит больше понимать самого себя в будущем.
Далее следуют описания форматов по развитию компетенций, которые применимы в корпоративном формате.
Стратегические сессии
Проводимые с регулярной периодичностью стратегические сессии позволяют руководителям оставаться в ценностном поле Стратегии компании, соотносить свою деятельность с ключевыми направлениями и целями. В ходе грамотно спланированной сессии (не просто доклада о достижениях и обзор проектов) удается создать комплексную картину из представлений и информации, которыми обладают все участвующие управленцы. Решения, связанные с развитием компании, принимаемые участниками, научают думать перспективно и широко.
Пример: финансовый директор обогатит своими знаниями директора по производству, добавит элемент в пазл комплексного представления о функционировании компании.
Так что рецепт в этом направлении прост: анализируйте, совместно планируйте, обсуждайте возможности, а также ограничения развитию бизнеса. Мы, «Лаборатория Деловых Игр» помогаем разрабатывать и проводить стратегические сессии.
Форсайт сессии
Еще один формат, полезный для развития стратегического мышления – форсайт сессия. При корпоративном проведении он чаще направлен на прогнозирование совершенствования технологий или тех сфер, которые связаны с деятельностью компании.
Тренинги
Среди программ, которые мы проводим, можно обозначить следующие:
Игры для развития стратегического мышления
В нашем арсенале несколько деловых игр, которые направлены на компетенции, связанные со стратегическим мышлением:
«Голубой океан»
Игра с обучающим эффектом (по известному труду «Стратегия голубого океана» от Кима Чан и Рене Моборн) про выбор компании о поисках решений, снижающих давление конкуренции. И это выбор может заключаться как в изменении продукта/услуги или же смене позиционирования.
«Линия жизни»
Деловая игра, в которой топ-менеджерам нужно принимать взвешенные решения – ведь каждое имеет свои последствия.
«Предприниматели & Инвесторы»
Игра про креативность, умение видеть потребности рынка, генерирование новых продуктов. Также игра позволяет развить презентационные умения и является отличным умным командообразованием.