По результатам многих проводимых нами ассессмент центров мы даем руководителям рекомендацию развивать компетенцию «Стратегическое мышление». Особенно она важна для уровня топ-менеджмента.

В этой статье:

  • дадим краткое описание компетенции и ее важность;
  • покажем инструменты развития в корпоративном и индивидуальном режиме;
  • расскажем о развитии компетенции «Стратегическое мышление» в играх и других форматах «Лаборатории Деловых Игр».

…как раз с последнего и начнем.

С чем к нам обращаться?

Если вам необходимо развивать компетенцию «Стратегическое мышление», то следующие наши услуги могут быть вам полезны:

  • оценка по компетенциям;
  • проведение форсайт и стратегических сессий;
  • разработка и проведение деловых игр;
  • проведение тренингов.
Развитие стратегического мышления руководителей

Что за компетенция?

Формулировка компетенции «Стратегическое мышление» может изменяться от компании к компании. Приведём одну из них:

Понимание долгосрочных перспектив развития компании и отрасли в целом, ключевых факторов успеха, принятие эффективных решений в ситуации неопределенности.

  • Понимает тенденции рынка, которые влияют на конкурентоспособность организации.
  • Выделяет ключевые факторы успеха и возможные ограничения
  • Разрабатывает и выдвигает долгосрочную (3-5-летнию) стратегию развития.

Как видно, есть еще одна похожая компетенция, тоже связанной с мышлением, анализом информации, принятием решений – «Системное мышление» (в некоторых компаниях используется только «Системное мышление», включающая стратегический компонент в высшие уровня проявления).

Стратегия — способ достижения целей существования (здесь можно также говорить о Миссии). Стратегия всегда имеет своих «интересантов» — стейкхолдеров. Стратегия более стабильна в сравнении с тактикой. Стратегичность всегда связана с перспективой, направлена в будущее.

С точки зрения компании, Стратегия — набор политик, проектов и технологий, направленных на достижение долгосрочных целей.

Можно выделить следующие характеристики человека/сотрудника, обладающего развитой компетенцией «Стратегическое мышление»:

  • в своей деятельности опирается на существующую стратегию и Миссию компании, принимает решения с учетом ценностей;
  • предвидит последствия (результат в будущем) и тенденции/тренды;
  • строит прогнозы с перспективой более 3-5 лет;
  • определяет ключевые точки применения сил/ресурсов, необходимых для получения значительных результатов (по сути — определяет стратегические компетенции).

Основное отличие этих двух компетенций: «Системное мышление» — направленность на создание комплексной картины, прояснение всех взаимосвязей, анализ рисков; «Стратегическое» — направленность в будущее, поиск значительных возможностей.

Почему руководителям высшего уровня важно обладать развитой компетенцией «Стратегическое мышление»? В первую очередь, она необходима для управления компанией: определения ключевых направлений развития, планирования и постановки целей на несколько лет (а иногда десятилетия) вперед.

Отличие стратегического управления от оперативного

Оперативное управление – процесс постановки целей и распределение имеющихся ресурсов для получения результатов от деятельности. Ориентировано на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Оперативный менеджмент, в целом, описывается, так называемым, циклом управления, который состоит из основных функций (их мы обсуждаем в тренинге «Навыки руководства»):

  • целеполагание и планирование
  • организация деятельности
  • управление мотивацией
  • контроль

Пример оперативного менеджмента

Прораб/начальник участка прокладки труб управляет несколькими подчиненными. Для достижения целей подразделения ему нужны ресурсы (перечислим здесь основные): трубы, техника, топливо, персонал.

Наш прораб планирует деятельность подразделения (чтобы в срок подвести газ к строящемуся дому), ставит задачи, распределяет сотрудников на разные работы, стимулирует их на исполнение (качественное и в срок), а также следит за качеством работ и производит необходимые корректировки действий работников. Хороший прораб еще и мотивирует за выполнение задач и обучает.

И это цикличная, процессная деятельность. Лейтмотивом ее является повышение эффективности: поиск путей снижения затрат на единицу продукции. Если рассматривать конкурентную среду, то это постоянное соперничество компаний, находящихся в одном рынке (примерно одинаковые продукты/услуги и потребители). Метафора: «кто лучше отожмет сок из апельсина, то и выиграет». Во многом, это «удел» среднего менеджмента, если говорить об управлении коллективом.

Стратегическое управление направлено на понимание возможностей компании на долгосрочном горизонте (от 5 лет и более) и построение планов по получению максимального результата от деятельности. В определенной степени стратегический менеджмент ориентирован на поиск отличий от подобных себе, развитие компетенций, которые помогут вырваться из конкуренции (хотя бы на короткий период). Генри Минцберг: стратегическое мышления раскрывается в «открытии новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего».

Локус внимания оперативного управления направлен внутрь организации. Стратегическое управление во многом основывается на анализе внешней среды.

Если мы посмотрим на все эти отличия, то с точки зрения развития компетенций руководителей, можно сформулировать основные векторы:

  • научить думать категориями будущего/заглядывать в будущее;
  • научить проводить анализ и строить прогнозы;
  • развить установку на проактивность и поиск возможностей, увеличить гибкость мышления (по сути – развить креативность).

Оценка компетенции «Стратегическое мышление»

Оценка компетенции «Стратегическое мышление» чаще всего проводится в ассессмент центре через аналитический кейс – ситуацию компании (или региона), в которой руководителю необходимо проанализировать информацию, принять решение и (здесь уже проявляется и другая компетенция – «Планирование») составить план реализации.

Если нет возможности использовать кейс, то исследование проходит через интервью.

Мы можем провести ассессмент центр или интервью по компетенциям с предоставлением отчета по кандидату или сотруднику. Возможна онлайн оценка.

Вам могут быть полезны наши услуги

Разработка и передача ассессмент центра от

Разработка и передача ассессмент центра

Вы получаете мануал со всеми играми и кейсам, инструкциями для ведущего и наблюдателей

Почитать и заказать

СТРАНИЦА УСЛУГИ

Разработка модели корпоративных компетенций

Компетенции, которые станут основой для качественного подбора, оценки и развития сотрудников

Почитать и заказать

СТРАНИЦА УСЛУГИ

Можно ли развивать?

Развитие любой управленческой компетенции требует достаточно времени. И следует задействовать все возможности. Здесь обсудим возможности самостоятельно или через корпоративные программы).

Для самостоятельного развития мы в первую очередь рекомендуем расширять кругозор: больше читать, интересоваться разными аспектами мира, пытаться видеть взаимосвязь событий и строить прогнозы (полезно их фиксировать и потом проверять).

Любимый пример: что будет с популярными сейчас компаниями такси и каршеринга, когда Яндекс закончит тестирование и внедрение беспилотных автомобилей своей системы, а на законодательном уровне будет решен вопрос регулирования в этой сфере? Будучи управленцами компании через какое время вы бы стали продавать подобную технологию для других компаний (увеличивая тем самым прибыль за счет увеличения рынка).

Книги для развития стратегического мышления

В первую очередь, историческая и научно-популярная литература. Или хотя бы дайджесты/альманахи. Вы спросите «причем тут история»? Хорошая историческая литература дает нам возможность понимать предпосылки и последствия событий и оценить психологию принятия решений в тех условиях. Мир развивается по спирали, общие законы человеческого менталитета остаются неизменными: власть, любовь, смерть.

Почему про науку? В ежедневном информационном потоке нам поступают лишь наиболее яркие события. Авторы книг «от науки» дают нам именно интерпретацию (в определенной степени это тоже визионерство) и прогноз использования технологий или открытий.

Далее следуют несколько книг, которые мы могли бы рекомендовать:
• «Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно», Ричард Румельт
• «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски», Кеничи Омае
• «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» Авинаш К. Диксит и Барри Дж. Нейлбафф
• «Физика невозможного», Мичио Каку
• «Найти идею», Генрих Альтшуллер
• «Технология творческого мышления», ТРИЗ, Меерович, Шрагина
• «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей», Тим Браун
• «Геймшторминг», Санни Браун, Джеймс Макануфо, Дейв Грей
• «Стратегическая сессия. Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем», Крис Эртел и Лиза Кэй Соломон
• «Методология мышления», Андрей Курпатов
• «Латеральный маркетинг», Филип Котлер
• «Стратегия голубого океана», Ким Вичан и Рене Моборн
• «Маркетинговые стратегии для начинающих предпринимателей», Владимир Лавров
• «Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер», Воган Эванс

Список можно продолжать до бесконечности.

Самостоятельное развитие

Это достаточно интересно и в какой-то степени напоминает игру с самим собой. Еще раз, мы же про стратегическое мышление, то есть умение анализировать, строить прогнозы на долгий срок. Кстати, в модном нынче индивидуальном инвестировании этот метод очень развивает чутье.

Метод прост – вести «дневник наблюдений и прогнозов»:

  • анализируйте происходящую ситуацию (в любой сфере);
  • фиксируйте свои прогнозы на выбранный горизонт и предпосылки к ним;
  • через обозначенное время возвращайтесь к записям и соотносите с действительностью;
  • ведите учет «сбываемости» прогнозов и понимайте, в какой сфере они более эффективны (полезно отбрасывать совсем уж неожиданных «черных лебедей»).

Далее следуют описания методов, которые применимы в корпоративном формате.

Стратегические сессии

Проводимые с регулярной периодичностью стратегические сессии позволяют руководителям оставаться в ценностном поле Стратегии компании, соотносить свою деятельность с ключевыми направлениями и целями. Научают думать перспективно и широко. Ведь в ходе грамотно спланированной сессии (не просто доклада о достижениях и обзор проектов) удается создать комплексную картину из представлений и информации, которыми обладают все участвующие управленцы.

Пример: финансовый директор обогатит своими знаниями директора по производству, добавит элемент в пазл комплексного представления о функционировании компании

Так что рецепт в этом направлении прост: анализируйте, совместно планируйте, обсуждайте возможности. Мы, «Лаборатория Деловых Игр» помогаем разрабатывать и проводить стратегические сессии.

Форсайт сессии

Еще один формат, полезный для развития стратегического мышления – форсайт сессия. При корпоративном проведении он чаще направлен на прогнозирование развития технологий или тех сфер, которые связаны с деятельностью компании.

Тренинги

Среди программ, которые мы проводим, можно обозначить следующие:

Игры для развития стратегического мышления

В нашем арсенале несколько деловых игр, которые направлены на развитие компетенций и навыков, связанных со стратегическим мышлением:

«Голубой океан»

Игра с обучающим эффектом (по книге «Стратегия голубого океана» от Кима Чан и Рене Моборн) про стратегический выбор компании.

«Линия жизни»

Деловая игра, в которой топ-менеджерам нужно принимать взвешенные решения – ведь каждое имеет свои последствия.

«Предприниматели & Инвесторы»

Игра на развитие креативности и гибкости мышления, а также презентационных навыков.

Свяжитесь с нами

Например,  phone+7 (495) 644-97-70 или в форме обратной связи

    Я принимаю условия "Соглашения на обработку персональных данных"