Что такое корпоративные тренинги?
Как форма обучения взрослых, корпоративный тренинг — это активный процесс: упражнения, дискуссии, решение ситуационных задач (кейсов), ролевые игры. Все это даёт возможность развить профессиональные и личные навыки каждого участника, раскрыть индивидуальный потенциал. Оптимальный вариант — практические упражнения с одновременным теоретическим обоснованием.
При подготовке программы тренинга учитываются:
- сфера деятельности компании-заказчика — методы обучения и повышения квалификации порой существенно отличаются даже в смежных бизнесах;
- статус сотрудников — наибольший эффект достигается при проведении тренингов среди однородных корпоративных групп;
- поставленные перед тренером задачи — повышение квалификации сотрудников, определение типичных ошибок и практических способов их решения, внедрение новых схем управления персоналом и т.д.
Корпоративный тренинг: задачи и процесс планирования
Даже если бизнес-проект успешно развивается, а сотрудники добросовестно выполняют свои обязанности, регулярное проведение тренингов позволит повысить эффективность работы, устранить возникающие ошибки и проблемы. Основные задачи:
- Адресное развитие навыков и умений, которые необходимы сотрудникам/бизнесу.
- Необходимость практической отработки навыков в изучаемой теме.
- Создание общего понятийного поля в компании или целевой аудитории, трансляция корпоративной культуры.
Обучение для руководителей проводится, в том числе, и для формирования общих подходов взаимодействия с подчинёнными.
- Повышение вовлеченности и лояльности сотрудников.
Работники компании видят, что работодатель заботится об их развитии, предоставляет возможность для реализации и профессионального роста.
- Это и командообразование: повышение сплоченности коллектива или членов проекта, создание единого ценностного пространства, установление личного контакта между специалистами разных подразделений.
Именно поэтому обучающие мероприятия часто объединяют специалистов разных подразделений. А иногда и разных регионов. Многие наши заказчики специально закладывают дополнительное время на проведение тренинга во время цикловых совещаний, на которые съезжаются представители из разных филиалов...
Обучение сотрудников может планироваться следующим образом:
- По результатам оценки компетенций и профессиональных знаний.
- В качестве части плана по общему развитию сотрудников (для каждой категории сотрудников может существовать свой план).
- В качестве планового обучения при изменении законодательства, внутренних процедур и т.д.
- В преддверии организационных изменений в компании.
- Здесь проведение тренинга выступает как инструмент работы с сопротивлением сотрудников.
Как часто проводить?
Периодичность проведения тренингов определяется целями и задачами, которые ставит руководство. А также с учётом имеющегося бюджета. Оптимально — обучение всех групп специалистов с пост-тренинговыми мероприятиями с периодичностью 1 раз в квартал или хотя бы полгода. За время между тренингами сотрудники могут на практике применить полученные знания и навыки.
Программы тренингов
Проведение тренингов необходимо не только для рядовых специалистов, но и для руководящего состава. «Лаборатория Деловых Игр» предлагает как стандартные (групповые), так и индивидуальные формы обучения.
Управленческие
От уровня профессиональной подготовки и деловых качеств руководителей зависит успех всего бизнес-проекта. Поэтому мы большое внимание уделяем именно программам для управленцев.
Наибольшей популярностью пользуются программы:
Программы для сотрудников
Чаще всего рядовые сотрудники являются «первой линией фронта», которая взаимодействует с клиентами. Поэтому эти программы объединены одной темой - развитие коммуникативных навыков по продажам (от базовых до продвинутых, корпоративного сектора и непосредственно обслуживание в зале), а также связанные с повышением клиенториентированности или развитием переговорных навыков.
Личной эффективности
Также есть категория тренингов от «Лаборатории Деловых Игр», в которых развиваются универсальные навыки, необходимы всем. Вне зависимости от статуса и вида занятости. Это программы по навыкам публичных выступлений и управления временем/тайм-менеджменту, работы со стрессом.
И отдельная категория программ это...
Командообразующие форматы и тимбилдинги
Все разнообразие тренингов было бы неполным без командообразующих форматов: обучающих (например, для руководителей по навыком формирования и взаимодействия с командой) или просто направленных на сплочение всех сотрудников. Проводимые в помещении или на улице.
Как организовать корпоративный тренинг в компании для сотрудников?
Мы имеем уже почти 15-летний опыт организации и проведения тренингов в компаниях из различных направлений бизнеса. Наши специалисты были штатными тренерами и руководителями отделов обучения/корпоративных университетов. Поэтому представляют весь процесс изнутри.
Обычно подготовка к проведению тренинга укладывается в следующий алгоритм:
1. Предтренинговая диагностика
Встреча с руководителем и участниками (возможно проведение телеконференции).
Для подготовки тренинга консультант, разрабатывающий и проводящий программу, встречается с руководителем сотрудников (возможно, представителями Корпоративного университета или HR), а также 1-2 сотрудниками.
На встрече происходит конкретизация запроса, знакомство со спецификой деятельности, а также диагностика проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники.
Анкетирование (необязательный этап)
Анкетирование сотрудников и руководителей для сбора коллективного запроса на тренинг или определения уровня знаний позволяет получить структурированную информацию. А также подготовить (активизировать) участников к предстоящему обучению.
Анкетирование проводится не менее, чем за 2 недели до тренинга.
Наблюдение за деятельностью (необязательный этап)
Происходит очно или путем наблюдения за работой сотрудников. При достаточном количестве материала возможно формирование отдельного отчета по данном этапу диагностики: анализ каждого сотрудника, типичные ошибки, рекомендации по развитию и т.д.
Проводится не менее, чем за 2 недели до тренинга и является платной опцией.
Результат диагностики
На основе полученной информации происходит доработка базовой программы: изменение длительности, внедрение моделей, отражающих запрос или специфику деятельности участников.
2. Проведение тренинга
Если говорить о сочетании форматов, то тренинги от «Лаборатории Деловых Игр» можно представить так:
• Около 60 % времени тренинга отводится для деловых игр и упражнений, позволяющих получить практический опыт по применению изучаемых методов и техник. Большинство практических упражнений, направленных на отработку техник, проводится на материале участников.
• Около 20 % времени отведено для групповых дискуссий, повышающих степень вовлеченности участников в освоение теоретического материала, обеспечивающий взаимный обмен опытом.
• Около 20 % времени посвящены мини-лекциям и работе участников с текстами, позволяющими упорядочить понятийный аппарат, закрепить полученный опыт, сформировать более четкие и обоснованные представления в изучаемой области.
3. Отчет по тренингу
Отчет о проведенном тренинге - стандартный для нас документ, включающий описание проделанной работы, анализ анкет обратной связи от участников, комментарии тренера по группе:
- общая динамика, включенность участников,
- наиболее интересные темы для группы,
- характеристика участников по категориям «активные», «лояльные, конструктивные», «сопротивляющиеся или неконструктивны».
Также отчет содержит рекомендации по дальнейшему развитию сотрудников в рамках рассматриваемой темы. Предоставляется не позднее 5 дней с момента проведения тренинга. Входит в стоимость проекта.
4. Пост-тренинг
Для поддержания эффекта от проведенного обучения и дальнейшего развития навыков консультантами «Лаборатории Деловых Игр» могут быть реализованы следующие пост-тренинговые мероприятия (примеры):
- Пост-тренинговая сессия (очная) длительностью от 2 до 3 часов, проводимая через 3-4 недели после тренинга - рассмотрение вопросов участников, появившихся за время практического применения навыков; углубленное изучение каких-либо тем тренинга, супервизия действий участников и т.д.
- Индивидуальное полевое сопровождение (очное или очно-заочное) - наблюдение за деятельностью сотрудника и предоставление обратной связи, разработка индивидуального плана развития (длительность сессии - 60 минут);
- Предоставление списка литературы для самостоятельного изучения;
- Удаленное сопровождение в формате «Вопрос-ответ» (длительность поддержки до 2 месяцев) - создание электронной рассылки по вопросам письменных запросов участников тренинга.
При необходимости, мы проведём пост-тренинговую диагностику, выявим степень усвоения материала, проанализируем изменения в работе коллектива после тренинга, проведем коррекционное или закрепляющее занятие.
Напоследок: полученные сотрудниками знания без поддержки и контроля «погибнут». В первую очередь, это обращение к руководителям. Меняйте подходы, давайте нестандартные задания сотрудникам, стимулируйте их к получению новых знаний.
Закажите у нас обучение ваших сотрудников!